Сафа Вали Каландар, или хаджжи Бабá Сафа (ум. в 1740 г.) — шайх и наставник братства каландарийа в Самарканде. Выходец из Макки/Мекки, получил наставление, хирку (джанда) и головной убор (кулах) каландара («бродячий, нищенствующий дарвиш») от своего наставника хаджжи Бабá ‘Абд ар-Рахима, по прозвищу ‘Акибат ба-хайр («С благополучным исходом жизни»). Мазар с усыпальницей С. В. К. и мечетью (реставрирована в 1992 г.), носящей его имя, в квартале (махалла) Каландархана (Каландархона, Каландарон) в Самарканде — одно из посещаемых мест. Многие жители этого квартала считают С. В. К. своим предком или своим духовным покровителем и часто по средам посещают его могилу.
После смерти С. В. К. главой братства стал его сын мирза Йа‘куб. Из пяти внуков С. В. К. мирза Раджаб — знаменитый каллиграф, который много путешествовал. По словам Абу Тахира-хваджи, автора Самарии, составленной в 1844–1848 гг., мирза Раджаб построил приют (такиййа) для своих последователей в Турции и Египте. Он умер от эпидемии чумы 1817 г. в Египте.
Другой внук С. В. К. по имени мирза Каландар возглавил братство каландарийа в Фарганской долине. Его потомки ныне живут в городах этой долины, в Ташкентской обл. (сел. Тойтеппа под Ташкентом) и в самом Ташкенте. У них хранится список Васийат-нама («Завещание») с генеалогией (шаджара, силсила) духовного преемства (муридства) С. В. К., восходящего к четвёртому «праведному» халифу и первому шиитскому имаму ‘Али б. Аби Талибу. Эта же генеалогия приводится в уникальном труде Адаб ат-тарик («Этика суфийского пути»), написанном упомянутым наставником С. В. К., хаджжи ‘Абд ар-Рахимом в 1672-73 г. В списке этого сочинения, составленном в середине XIX в., в силсилу уже включено имя самого С. В. К. В Самарии Абу Тахира-хваджи помимо описания мазара С. В. К. дана такая же генеалогия его духовного преемства, как в Адаб ат-тарик.
По словам непосредственных потомков С. В. К., каландары занимались благотворительными делами, при их приютах (такиййа, каландар-хана), устроенных почти во всех городах Средней Азии, действовали дома для сирот, для чтецов Корана (кари-хана, мактабы). Глава каландаров — Бабá («дед») или Шах («царь») — не только руководил духовными делами своего братства, но и ведал финансовыми делами своих последователей. В организационном и материальном плане братство каландарийа было самым мощным в Кокандском ханстве и Бухарском эмирате.
Литература о братстве каландарийа довольно обширна. Есть сведения о его деятельности в Иране и некоторых арабских странах. Новый источник — Адаб ат-тарик, автором которого является один из наставников братства, хаджжи Бабá ‘Абд ар-Рахим, — был выявлен недавно. В нём дано подробное описание ритуалов каландарийа, а также предметов их одежды и быта — пояса (жанда, камар), посоха (асо, араб. ‘аса), лукообразной тыквенной или деревянной чаши (кашкул), кожаной постилки (тахта пуст), веника (джоруб) и др.
Лит-ра: Хаджжи ‘Абд ар-Рахим ‘Акибат ба-хайр. Адаб ат-тарик // Личная б-ка Ибрахима Наккаша (г. Панджикент, Таджикистан). Рукоп.; Абу-Тахир-Ходжа. Самария, изд. Веселовского; О.Ф.Акимушкин. Каландарийа // ИТБРИ, т. I, 177–178.
Ш.Вахидов, А.С.Эркинов