Сейид Джемал (араб. саййид Джамал) — одно из популярных святых мест в Южном Туркменистане и одноимённая мечеть в 12 км восточнее Ашхабада, близ современного сел. Анау. Непосредственно к С. Дж. с северной стороны примыкает средневековое городище Багабад, фигурирующее в письменных источниках XV–XVIII вв. (название Анау, происходящее от перс. Аб-и нау — «Новая вода», появляется лишь в середине XVIII в.). Само городище-крепость занимает площадь в 7 га. Для того периода это было немало и свидетельствовало о том, что названное селение было далеко не рядовым.
О самом святом шайхе Джамал ад-дине (в устной традиции: Джемал) обнаружить какие-либо письменные исторические данные не удалось. Однако термин сейид (араб. саййид), присовокупляемый к его имени, указывает на принадлежность лица к привилегированному сословию, возводившему свой род к пророку Мухаммаду. Годы жизни С. Дж. пришлись, судя по всему, на 2-ю половину XIV в. — 1-ю половину XV в., так как мечеть, получившая его имя, согласно надписям на её фасаде и в интерьере, была построена в 1456 г. уже у его могилы. Выбрал это место и финансировал строительство мечети сын С. Дж. — Мухаммад Худайдад, вазир тимуридского правителя Хурасана Абу-л-Касима Бабера Бахадур-хана (1446–1457).
Мечеть со всеми пристройками представляла собой трёхъярусное здание с расположенными в цокольном этаже комнатами (худжрами) для студентов (талибов) или паломников, приходивших к анауской святыне. В центральной части мечети располагался перекрытый куполом квадратный зал пролётом 10,5 м. В центре его южной стены находился михраб, а с северной — открытый выход во двор с обширным сводчатым айваном. Сам двор первоначально был вымощен кирпичом. Близ северного портала стоял каменный надмогильник Джамал ад-дина, установленный несколько восточнее главной оси, чтобы во время многолюдных молений не закрывать михраба мечети и минбара имама. Позднее, как это имело место в практике функционирования многих святилищ, вблизи надмогильника С. Дж. появилось немало и других могил, в том числе и пользующаяся почитанием у женщин безымянная Гыз-биби («Девушка-госпожа»).
Основное внимание строителей мечети было уделено архитектуре её северного фасада, который был представлен в виде пештака с обширной аркой и его боковыми крыльями. При этом художественное оформление тимпанов арки являлось уникальным для культовых мусульманских зданий Средней Азии благодаря мозаичному изображению двух обращённых друг к другу жёлто-оранжевых извивающихся драконов (аджарха). Из пасти каждого из них вырастал длинный куст или деревце, разветвляющееся по всему полю. Как считает Г.А.Пугаченкова, под руководством которой в 1947 г. было проведено подробное архитектурно-археологическое изучение Анауской мечети, она по своему характеру представляла комплексное здание, соединявшее в себе функции мечети, построенной при почитаемом святилище, мадрасы, о чём свидетельствовало помещение дарс-ханы, и, видимо, ханаки. Доминируя не только над крепостным холмом Багабада ― Анау, но и над всей прилегающей равниной, отлого поднимающейся к отрогам Копетдага, мечеть С. Дж., несомненно, производила сильное впечатление на прибывающих на поклонение паломников и являлась одним из наиболее ярких памятников архитектуры Средней Азии. Судьба самого памятника сложилась печально. В 1947 г. Управлением по делам архитектуры Туркменской ССР было принято решение о капитальной реставрации этого неординарного здания, уже частично повреждённого прошедшими пятью веками и небрежением некоторых людей (в 1904 г., например, американской археологической экспедицией Р.Пампелли был снят и увезён в США значительный фрагмент одного из мозаичных драконов). В связи с этим и были проведены упомянутые исследования отряда Г.А.Пугаченковой. Но ашхабадское землетрясение 6 октября 1948 г. полностью разрушило всё здание. Сохранились лишь нижние части устоев портала и фрагменты стен.
Захоронение шайха С. Дж. было засыпано строительными обломками, однако затем частично расчищено паломниками и покрыто белой тканью. На него и рядом возлагались приношения в виде денег и продуктов (конфет, печенья и т.п.), что привлекало грызунов и создавало не очень приглядную картину. За надмогильником среди руин был проделан Г-образный подземный ход, имитирующий чиле агач. По нему пролезали женщины с малыми детьми, чтобы, как считается, избавиться от разного рода болезней и последствий нарушения табу, связанных с первым периодом жизни новорождённого. В 2001–2002 гг. на территории Анауской мечети благодаря американскому гранту были проведены работы по расчистке центрального участка территории мечети и благоустройству С. Дж., которое обложили кремовыми мраморными плитками. В честь этого были устроены поминальная служба и коллективная трапеза. Ещё в конце 80-х гг. прошлого века недалеко от святого места С. Дж. появился домик смотрителя — мюджевюра (от араб. муджавир), построившего небольшую, увенчанную мусульманским полумесяцем глинобитную мечеть, что способствовало усилению притока паломников.
Лит-ра: Е.А.Кобранов. Историческое и культурное значение Анау. Асхабад–Полторацк, 1927; Пугаченкова. Пути развития, 408–430; она же. Мечеть Анау. Аш., 1959.
С.М.Демидов