Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Сейит Неджепи

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 27 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Сейит Неджепи (саййид Наджафи) — «святое» место, связанное с легендарным основателем и покровителем одной из групп хваджей, представителей овляд (араб. аулад — «дети», «потомки»), так называемых святых групп у туркмен. Расположено на вершине холма у западной окраины приграничного с Ираном селения Ходжа-Кала в долине р. Сумбар на территории Гаррыгалинского этрапа (района).

        Это купольный мавзолей из средневекового жженого кирпича, обмазанный сверху глиной. Над входом, поддерживаемым резными деревянными колоннами с изображением стилизованных бараньих рогов, выведен известкой такой же рисунок, а на крыше укреплены три пары натуральных рогов архаров. Справа перед входом — темно-синяя каменная могильная плита, привезенная из окрестностей. Судя по арабской надписи, она была установлена на могиле знаменитого хваджи, почившего в начале XVIII в. Внутри святилища — обмазанный глиной и покрытый белой тканью ящик-саркофаг (как считается, над могилой самого С. Н.). На нем приношения — деньги и сладости. Стены увешаны десятками миниатюрных луков и колыбелек — символическими просьбами паломниц к «святому» о сыне-наследнике или ребенке вообще. В небольших нишах — спички и принадлежности для уборки святилища.

        Наиболее впечатляющий элемент мавзолея, отличающий его от других аналогичных строений, — два подземных купольных помещения из средневекового кирпича, где, очевидно, в свое время устраивались суфийские радения, а потом были похоронены сам «святой» и его наиболее ревностные послушники-муриды. Интересно, что захоронение их, в отличие от традиционного мусульманского, было произведено в деревянных гробах-носилках. Автору довелось побывать в левом помещении, где находилось пять таких гробов. Вход в подземелье по приказу духовных лиц, приехавших из религиозного центра этого региона — Нохура, еще перед революцией, в период усиления мусульманского «правоверия», был засыпан, оставлен лишь узкий лаз.

        Точных данных о личности С. Н. нет; судя по архитектурным особенностям мавзолея, здание можно датировать XVI–XVII вв. С. Н. — имя табуированное, как, например, Магтым мээззем, святилище которого также расположено в долине Сумбара. Это говорит об авторитете «святого» при жизни. Нисба «Неджепи» указывает на то, что суфий происходил из г. ан-Наджафа/Неджефа (Ирак) и прибыл в эти края, очевидно, как проповедник; сейит (араб. саййид) — потомок пророка Мухаммада. Саййидам в Иране и арабских странах соответствуют хваджи в Туркменистане и других странах Средней Азии, поэтому потомков и последователей «святого» и называли хваджами.

        Паломники к святилищу С. Н. — жители селений, где проживают туркмены племен нохурли и ходжа: Ходжа-Кала, Дузлы-Депе, Койне-Кесира и самого Нохура.

        Лит-ра: С.Демидов. Путешествие в подземелье // КГ. 07.10.1969; он же. В подземелье // Вечерний Ашхабад. 21.02.1975; он же. Туркменские овляды, 74–75; он же. Легенды, 95–97.

        С.М.Демидов

        Категории:
        Архитектурные памятникиИслам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        Теги:
        легендаризация и мифологизациямазарпаломничествосаййидысвятыеТуркменистан
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        НАУРУ́З
        • 19 марта, 2024
        ХУШТАДА
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        ХАЗРАТ-И ИМОМ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июля, 2022
        Казахстан
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 18 июля, 2022