Сейит Неджепи (саййид Наджафи) — «святое» место, связанное с легендарным основателем и покровителем одной из групп хваджей, представителей овляд (араб. аулад — «дети», «потомки»), так называемых святых групп у туркмен. Расположено на вершине холма у западной окраины приграничного с Ираном селения Ходжа-Кала в долине р. Сумбар на территории Гаррыгалинского этрапа (района).
Это купольный мавзолей из средневекового жженого кирпича, обмазанный сверху глиной. Над входом, поддерживаемым резными деревянными колоннами с изображением стилизованных бараньих рогов, выведен известкой такой же рисунок, а на крыше укреплены три пары натуральных рогов архаров. Справа перед входом — темно-синяя каменная могильная плита, привезенная из окрестностей. Судя по арабской надписи, она была установлена на могиле знаменитого хваджи, почившего в начале XVIII в. Внутри святилища — обмазанный глиной и покрытый белой тканью ящик-саркофаг (как считается, над могилой самого С. Н.). На нем приношения — деньги и сладости. Стены увешаны десятками миниатюрных луков и колыбелек — символическими просьбами паломниц к «святому» о сыне-наследнике или ребенке вообще. В небольших нишах — спички и принадлежности для уборки святилища.
Наиболее впечатляющий элемент мавзолея, отличающий его от других аналогичных строений, — два подземных купольных помещения из средневекового кирпича, где, очевидно, в свое время устраивались суфийские радения, а потом были похоронены сам «святой» и его наиболее ревностные послушники-муриды. Интересно, что захоронение их, в отличие от традиционного мусульманского, было произведено в деревянных гробах-носилках. Автору довелось побывать в левом помещении, где находилось пять таких гробов. Вход в подземелье по приказу духовных лиц, приехавших из религиозного центра этого региона — Нохура, еще перед революцией, в период усиления мусульманского «правоверия», был засыпан, оставлен лишь узкий лаз.
Точных данных о личности С. Н. нет; судя по архитектурным особенностям мавзолея, здание можно датировать XVI–XVII вв. С. Н. — имя табуированное, как, например, Магтым мээззем, святилище которого также расположено в долине Сумбара. Это говорит об авторитете «святого» при жизни. Нисба «Неджепи» указывает на то, что суфий происходил из г. ан-Наджафа/Неджефа (Ирак) и прибыл в эти края, очевидно, как проповедник; сейит (араб. саййид) — потомок пророка Мухаммада. Саййидам в Иране и арабских странах соответствуют хваджи в Туркменистане и других странах Средней Азии, поэтому потомков и последователей «святого» и называли хваджами.
Паломники к святилищу С. Н. — жители селений, где проживают туркмены племен нохурли и ходжа: Ходжа-Кала, Дузлы-Депе, Койне-Кесира и самого Нохура.
Лит-ра: С.Демидов. Путешествие в подземелье // КГ. 07.10.1969; он же. В подземелье // Вечерний Ашхабад. 21.02.1975; он же. Туркменские овляды, 74–75; он же. Легенды, 95–97.
С.М.Демидов