Семипалатинск (известный в мусульманских источниках ещё как Семей и Семипулат) — крупнейший суфийский и исламский культурный центр Российской империи на востоке Казахской степи. Накануне революции 1917 г. С. был по преимуществу мусульманским городом с одиннадцатью мечетями, при которых действовало девять постоянных мадрас. Мусульманские школы С. привлекали учащихся из обширного региона от Восточной Казахской степи до Западной Сибири, включая Семиречье и Северо-Западный Китай. С. соперничал с крупнейшими исламскими культурными центрами дореволюционной России — Казанью, Оренбургом, Астраханью.
Город возник в 1718 г. как русская крепость и аванпост на границе с калмыками. В 1776 г. он был перенесён чуть в сторону, поблизости от его современного расположения, где вскоре вырос торговый и таможенный центр, через который караваны из Монголии и Средней Азии проходили в Россию. Мусульмане жили в С. с самого основания. Среди первых поселенцев преобладали башкиры и казахи-мусульмане из приписанных к С. тюменских татар, число которых как военных поселенцев постоянно пополнялось. После разгрома в 1756 г. Джунгарского ханства Цинской империей в окрестности С. откочевали казахи. К концу XVIII в. в городе появилась крупная и экономически влиятельная мусульманская община среднеазиатских торговцев (сартов) из подданных Кокандского ханства. Около 1790 г. они основали первую мечеть С. Наконец, на рубеже XVIII–XIX вв. начался приток в город мусульман из Волго-Уральского региона (нугаев), занимавшихся торговлей и ремеслом. К 1880-м гг. большинство населения С. составляли мусульмане. Среди них численно преобладали казахи. В течение XIX в. хозяйство и исламские институты города постепенно перешли в руки мусульман из Волго-Уральского региона и Западной Сибири. Их первая мечеть открылась в С. в 1804 г., а к 1920-м гг. они пришли к руководству мусульманской общиной города. К 1917 г. в С. насчитывалось 11 кварталов (махалла), каждый со своей квартальной мечетью. Два из них принадлежали сартам, а остальные девять, содержавшие девять действующих мечетей и все мадрасы, — смешанным казахско-нугайским квартальным общинам, в том числе по меньшей мере двум чисто казахским. Среди ‘улама’ C. преобладали нугаи.
Как исламский культурный центр С. выделялся прежде всего в области эзотерического знания (‘илм захир). Хотя упоминавшиеся выше Оренбург, Троицк, Астрахань и затмевали С. как суфийские центры, последний стал к XIX в. крупнейшим центром суфизма на востоке Казахской степи. Здесь жили и работали несколько выдающихся суфийев. Уже в 1804 г. ученик бухарского шайха халифы Хусайна (1784-85–1833-34) казанский суфий Ахмад-ишан б. Кизил-Мухаммад (ум. ок. 1858 г.) стал имамом первой мечети С. Его современник казанский учёный Мухаммад-Йар б. Иш-Мухаммад Мазарбаши, окончив учёбу в Бухаре при шайхе Мийан Фадл-и Ахмаде, известном как хадрат-и ишан Сахиб-зада, также стал имамом в С. Позднее имамом седьмой мечети города служил халифá шайха Мийан Фарука из Бухары Ахмад-Вали б. ‘Али ал-Казани (1833–1901). По традиции суфийские шайхи и ‘улама’ С. учились в лучших мадрасах Волго-Уральского региона, главным образом в Казани и Мачкаре (ныне д. Маскара). Многие из них окончили мадрасы Бухары, а отдельные ‘улама’ — даже ал-Хиджаза. В частности, имам и мударрис С. ‘Абд ал-Хакк б. ‘Имад ад-дин учился в ал-Мадине.
К середине XIX в. некоторые мадрасы С. уже имели репутацию крупных центров исламского образования. Они специализировались в разных областях исламского знания, прежде всего в рецитации Кур’ана (кира’а). Первенство среди них принадлежало мадрасе Риза ад-дина б. Валида (ум. в 1879 г.) в четвёртой махалле. Среди мусульманских преподавателей С. выделялся имам восьмой мечети ‘Абд ал-Джаббар б. ‘Убайд Аллах (ум. в 1881 г.), учившийся в Казани и Бухаре и прославившийся как специалист по рецитации Кур’ана и мусульманскому праву (ал-фикх). Позднее в С. учительствовал Камал ад-дин б. Мухаммад-Рахим, выделявшийся в спекулятивном богословии (‘илм ал-калам), логике (‘илм ал-мантик) и астрономии (‘илм ал-хай’а). В 1882 г. он стал имамом девятой мечети. Другой имам С., мулла Малик б. Мухаммад-Рахим Шамави, считался признанным авторитетом в вопросах истории и географии. Мадрасы С. привлекали студентов со всего региона, и ко 2-й половине XIX в. большинство из них были казахи, как классик казахской литературы Абай Кунанбаев, учившийся в школе Риза ад-дина б. Валида.
Сети суфийских и исламских образовательных институтов с центром в С. связывал целый ряд исламских культурных центров местного значения вплоть до кочевых стоянок казахов, где множились мактабы и даже мадрасы. В сфере влияния мадрас и ‘улама’ С. оказались такие местные мусульманские центры, как Лепсы, Сергиополь (Аягуз), Усть-Каменогорск, в котором после 1868 г. служил имамом бывший муфтий Коканда, известный правовед ‘Али б. Валид (ум. в 1887 г.) родом из С., — и Чугучак (Тачэн) в Северо-Западном Китае, где жил и работал учившийся в С. историк Курбан-‘Али Халиди (1846–1913), автор многочисленных трудов по исламской истории С., Восточной Казахской степи и Восточного Туркестана.
Отличительной особенностью мусульманской науки в С. был консерватизм, помешавший распространению здесь исламского модернизаторства джадидов, популярного в некоторых мусульманских кругах России после революции 1905 г. Неслучайно первая мусульманская газета Хуррийат Дункинлары («Волны свободы») недолго выходила в С. — только в июне 1917 г. В этих условиях понятно, почему учебные программы джадидов ненадолго проникли в школы С. лишь в 1912 г., но не прижились, уступив традиционным учебникам и методам преподавания. При советской власти мечети и мадрасы С. работали приблизительно до конца 1920-х гг. После этого, похоже, все они были закрыты. Единственная мечеть официально действовала в С. с сентября 1945 г. За десятилетия, прошедшие с окончания Великой Отечественной войны, С. быстро превращался в современный промышленный центр. В этот период в город шли массовые миграции немусульманского населения, появились секуляризованное советское общество и культура.
Лит-ра: Курбан-’Али Халиди. Таварих-и хамса-йи шарки. Казань, 1910, 391–405; Qurbānʻali Khālidī. An Islamic Biographical Dictionary of the Eastern Kazakh Steppe, 1770–1912 / Ed. by Allen J. Frank, M.A.Usmanov. Boston–Leiden, 2005; А.К.Султангалиева. Ислам в Казахстане: история, этничность, общество. Алматы, 1998, 154–155; Allen J.Frank, M.A.Usmanov. Materials for the Islamic History of Semipalatinsk: Two Manuscripts by Ahmad-Walî al-Qazânî and Qurbân ‘alî Khâlidî. B., 2001 (ANOR 11).
А.Дж.Франк