Сенная мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры татар, положивший начало распространению нового типа мечетей с минаретом в торце здания. Двухэтажное кирпичное здание построено в 1849 г. (архитектор А.И.Песке) на средства братьев Юнусовых по завещанию их отца — купца первой гильдии Г.М.Юнусова. Отсюда другое название С. м. — Юнусовская. Она известна также под названием Сеннобазарская (расположена на Сенном базаре) и Седьмая соборная. Реконструирована в 1990–1995 гг.
С. м., в основе архитектурно-планировочного решения которой лежал типовой проект мечети 1844 г., отличалась от традиционных татарских мечетей с минаретом на крыше и послужила прототипом для многих последующих мусульманских культовых построек Казани и Казанской губернии. Относится к типу зальных, купольных мечетей с примыкающим с северной стороны минаретом. Двусветное на высоком подклете здание в форме вытянутого восьмигранника в плане имеет в объеме каскадно-ярусное построение. Овальное внутреннее пространство, разделенное арками на вестибюльную и молельные зоны, вписано в симметричный на продольных фасадах объем с выступающей по высоте центральной частью, перекрытой килевидным, слегка приплюснутым по форме куполом с луковичной главкой, увенчанной полумесяцем на двух шарах. Этот купол на невысоком цилиндрическом основании раскрывается полусферой в интерьер центрального зала. Прямоугольные окна первого света зала на фасадах обрамлены наличниками с упрощенными килевидными сандриками. По оси купольного объема расположено круглое окно второго света с розеткой витража из цветных стекол. Михрабный выступ на южном фасаде отсутствует. К северному торцу основного объема примыкает более низкий служебный пристрой, покрытый трехскатной крышей. Низкий объем коридора, связывающего основной объем мечети с минаретом, дополняет каскадную композицию мечети, объемной доминантой которой служит купол, а вертикальной доминантой — минарет. Романтический образ мечети сложился не только благодаря каскадно-ярусному построению основного объема мечети с купольным завершением, но в большей степени из-за формы минарета, живо напоминающей булгарские минареты. Впервые после многовекового перерыва в монументальной культовой архитектуре татар сделана попытка соединить разорванную связь времен и традиций. На шестигранном тамбуре с цилиндрическо-коническим завершением установлен утончающийся кверху цилиндрический ствол минарета под изящным коническим шатром с широким изломом в основании. Он нависает над невысоким, чуть увеличенным в диаметре ярусом с небольшими прямоугольными проемами, ассоциирующимися с зубцами средневековых башен. По винтовой лестнице практически глухого ствола можно подняться на круглый балкон на металлических кронштейнах с ажурным кованым ограждением. В нижней части ствол минарета раскрепован узкими ложными окнами с тонким обрамлением и килевидным сандриком. Круглые небольшие проемы под балконом служат единственным источником света лестницы минарета. Конусовидный переход в основании минарета покрыт металлическими листами. Цилиндр под ним раскрепован полукруглыми нишами с килевидным завершением архивольтов. Несколько оживляют монументальные формы мечети фигурные филенки, обрамляющие круглые окна на боковых фасадах, и кессонированные лопатки.
С конца 1890 г. помощником (вторым муллой) имама-хатиба в С. м. служил Г.А.Апанаев (расстрелян в 1919 г.) — авторитетный религиозный деятель, видный представитель джадидистского движения, фактический глава прихода. Будучи руководителем и содержателем мадрасы С. м., он по примеру Г.Баруди ввел новый метод обучения. Одновременно активно участвовал в общественно-политической жизни, с 1906 г. издавал собственную газету либерального направления Азат («Свободный»). В 1908 г. губернские власти отстранили «неблагонадежного» муллу от служб в С. м. и сослали на два года в Вологодскую губернию, обвинив его в организации новометодных учительских курсов. Новый имам-хатиб ликвидировал в приходе С. м. все нововведения Г.А.Апанаева, из учебной программы мадрасы С. м. были полностью исключены светские дисциплины.
В начале XX в. в приходе С. м. насчитывалось 270 душ мужского пола (при 29 домовладельцах), в мадрасе С. м. обучалось 40 учеников-шакирдов (татар.-башк.).
Лит-ра: Халитов. Архитектура мечетей, 118–122, 147; Салихов, Хайрутдинов. Памятники, 32–34.
Х.Г.Надырова