Сийавуш (Сиявуш) — легендарный герой, именем которого назван один из древнейших мазаров Бухары. В «Истории Бухары» (Тарих-и Бухара) Мухаммад ан-Наршахи кратко изложен фрагмент сказания о С.: поссорившись с отцом, С. бежал через р. Джайхун (Аму-дарья) и был хорошо принят Афрасиабом, который выдал за него свою дочь и отдал ему во владение область Бухары, где тот выстроил крепость и жил в ней. Завистникам удалось поссорить С. с Афрасиабом — С. был убит и похоронен в построенной им крепости у восточных ворот «Продавцов соломы». Автор описал, надо полагать, действительно существовавшее «святое» место, которое особо почитало местное духовенство — маги, представители среднеазиатского зороастризма. Существовал обычай: ежегодно в день Нового года — Науруза (21 марта н.ст.) — до восхода солнца каждый мужчина закалывал на святилище петуха в память о С. В Бухаре сложили плачи об убиении С., которые стали известны во всех областях и исполнялись сказителями или певцами.
При Шайбанидах восточные ворота цитадели (арка) были заложены, а мазар перенесён в одну из ниш крытого коридора (долон), выводящего от западных ворот на территорию арка. Здесь постоянно горел светильник, и прохожие останавливались на короткую молитву. В отличие от других, прямоугольных, эта ниша перекрыта стрельчатой аркой. Её и поныне показывают посетителям музея. Возле крыши долона, выходящей во двор эмирской конюшни (саис-хана), ещё в 1-й четверти XX в. располагалась небольшая сагана — кадам-гах С.
Сложный образ С. на протяжении тысячелетий претерпел значительную трансформацию. На стадии тотемических культов он представлялся в виде коня. При последующей антропоморфизации С. изображается как всадник. В зороастрийских списках приведена ранняя форма его имени — Сьяваршан (авест., «чёрный жеребец») — строитель чудесной крепости Кангху. С. считался основателем и первым царём хорезмийского государства, городов Бухара и Самарканд, предком Аршакидов и т.д. В мифологических представлениях народов Средней Азии С. — божество умирающей и воскресающей природы, обладающее солярными функциями. В Шах-нама С. — герой иранского эпоса, сын Кай Кавуса. Юный царевич С. был ложно обвинён своей мачехой Судабой, воспылавшей к нему страстью, в покушении на её честь, но опроверг обвинение, пройдя испытание огнём. С. уезжает к туранскому царю Франграсйану (Афрасиабу), который сначала ласково встречает его, выдаёт за него замуж свою дочь Фарангис, но затем коварно убивает. С приходом арабов, распространением ислама, а затем исламизацией древних мазаров трансформировался и культ С. Так, в Бухаре он был возведён в ранг мусульманского «святого» с титулом вали, а в Хваризме отдельные черты С.–бога-всадника были использованы при создании легендарного образа ‘Али.
Лит-ра: Наршахи. История Бухары, 33; М.М.Дьяконов. Образ Сиявуша в среднеазиатской мифологии // КСИИМК. М., 1951, вып. XL, 34–44; Снесарев. Реликты, 287–289; М.С.Андреев, О.Д.Чехович. Арк Бухары. Душ., 1972, 29; Л.А.Лелеков. Сиаваршан // Мифы народов мира. В 2 т. Т. 2. М., 1982, 441; И.В.Рак. Зороастрийская мифология // Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.–М., 1998, 237–239.
Е.Г.Некрасова