СИЛСИЛА («цепь», «ряд») — «цепь духовной преемственности», непрерывная генеалогическая цепь духовных передатчиков особой системы мистического пути (тарика) со специфическими для него методикой обучения (нормами физических и мистических упражнений), особенностями практики (главным образом зикра и инициации) и ритуала, а также соответствующим регламентом образа жизни. С.— это мистический иснад суфийского братства, в котором все его предшествующие руководители-шайхи представляют собой промежуточные звенья генеалогической цепи (ахл ас-силсила) и являются духовными преемниками его основателя и наследниками созданной им эзотерической системы, восходящей в конечном счете, как считалось, к Мухаммаду. Основы института С. были заложены в устойчивой связи «наставник—ученик» (пири — муриди) и окрепли в связи с развитием организационной структуры суфийских братств (конец XII — середина XIII в.). Несомненное влияние на институт С. оказала система иснада в хадисах.
В более широком смысле под С. понимали братство, в более узком — цепь инициации, посвящения и приобщения божественной благодати.
В братстве, имеющем несколько ветвей, здравствующий глава ветви возводит свою С. (через основателя ветви) к основателю братства. Эта часть цепи духовной генеалогии называется силсилат ал-барака («цепь благословения», «цепь духовной благодати»). Основатель братства, имеющий свою особую С, возводит ее через знаменитых суфиев, как правило ал-Джунайда ал-Багдади или Байазида ал-Бистами, к ближайшему окружению Пророка—‘Али б. Аби Талибу, к которому, согласно суфийской традиции, перешло дарованное Мухаммаду свыше сокровенное непогрешимое знание, либо к Абу Бакру, которого Пророк посвятил в пещере в таинства и значение поминания имени божьего (зикр). Эта С. называется силсилат ал-вирд («цепь посвящения»). В накшбандийа первая часть цепи (до основателя) называется силсилат ат-тарбийа («цепь воспитания»), а вторая (до Мухаммада) — силсилат аз-захаб («золотая цепь»); звенья же ее—шуйух ат-тарбийа («наставники воспитания»).
Знанию С. в братствах придавалось громадное значение, поскольку неофит через учителя приобщается божественной благодати, которая передается этой С. и без которой невозможно вступить на мистический путь.
Лит-ра: Trimingham. Orders, App. A, Index; Hodgson. Venture, 2, 214—216; Schimmel. Dimensions, 27, 234.
О. Ф. Акимушкин