Старые Киишки (бывш. Уфимский уезд Оренбургской, затем Уфимской губернии, ныне Кармаскалинский р-н Республики Башкортостан) — деревня, в которой находилась Киишкинская мадраса — известное в Башкортостане повышенное мусульманское учебное заведение. Первая мечеть с имамами-учителями в основанной в 1765 г. маленькой тептярской деревне (во время VII ревизии в ней было зарегистрировано 93 души мужского пола), расположенной в 22 верстах от г. Уфы и полуверсте от р. Белая при о. Киишки, появилась в 1810 г. (перестроена с расширением в 1866 г.). Примечетской школы (мактаб) или мадрасы в деревне не было, и долгое время обучение детей проходило в домах представителей мусульманского духовенства. Первым указным имам—хатибом в ней был (до 1837 г.) мишар дамулла Габдулхаким (‘Абд ал-Хаким)-хазрат (род. в д. Агарды, что на р. Чармасан, ум. в 1847 г.), который ранее (соответственно с 1791 г. и 1809 г.) учительствовал в соседних деревнях Сувалай и Калавуш. Будучи муридом известного шайха Валида ал-Каргали, он не только прививал своим ученикам, в том числе своим шестерым сыновьям, суфийское учение, но и одним из первых в крае начал знакомить их с русским языком, который он хорошо знал.
Лишь в 1863 г. на средства доморощенного купца Йар-Мухаммада б. Кыдрача (Кыдрачов) было начато строительство первого здания мадрасы. Со следующего года уроки в ней одновременно со вторым по счёту имам—хатибом Абу-л-Касимом б. Ибрагимом (1817–1888) начал давать только что вернувшийся в родную деревню после завершения образования молодой талантливый педагог, знаток многих богословских наук (особенно ‘илм ал-фара’ид и ‘илм ал-кира’ат), занимавшийся также стихотворчеством и врачеванием, внук Габдулхаким-хазрата дамулла Мирсиаф б. Камал ад-дин (1830–1904). Его мадраса имела традиционное богословское направление по образцу бухарских, а также знаменитых во всём Казанском и Уфимском краях Кышкарской в Малмыжском уезде и Таупазинской в Стерлитамакском уезде мадрас. В последних он в своё время обучался соответственно у мударрисов Исма‘ила б. Утямыша, который дал своему муриду разрешение (иджазат-нама) на право иметь своих послушников-суфийев, и дамуллы Хисаметдина (‘Исам ад-дина) б. Габдулкарима (‘Абд ал-Карима), дочь которого Карима стала затем одной из двух жён Мирсиаф-хазрата.
Усилиями старательного и инициативного мударриса Мирсиаф-хазрата Киишкинская мадраса превратилась в один из ведущих центров мусульманского образования в Уфимском крае, где уже к началу 1867 г. по официальным сведениям насчитывалось около 200, а в последующем до 500–550 учащихся (шакирдов). Многие из них, получив солидную интеллектуальную подготовку, становились указными муллами, муэдзинами (му’ззинами), му’аллимами и мударрисами. Для распространения среди них с раннего возраста знания русского языка власти в 1870-е гг. открыли в С. К. особый, русский класс.
Популярное учебное заведение Мирсиаф-хазрата стали поддерживать многие не только местные состоятельные люди (Йар-Мухаммад Кыдрачов, Хасан Сайашев из соседней д. Нижний Нимаз), но и меценаты из Оренбурга и Казани. Благодаря их поддержке и пожертвованиям самих прихожан в последующие два десятилетия были выстроены ещё четыре школьных здания — все довольно просторные (некоторые имели в длину и ширину по 12 сажень) из добротного леса и крытые железом, которые впоследствии получили у шакирдов особые наименования. Среди деревенских лачуг они представляли собой своеобразный красочный «университетский городок».
Чтобы не распылять средства местного мусульманского общества, в том числе в сфере образования, его дальновидные члены, в первую очередь сам старший ахун (это духовное звание было получено по испытанию в Оренбургском духовном собрании в 1869 г.) Мирсиаф б. Камал ад-дин, гасили ещё в зародыше все идеи о создании новых приходов в деревне. Хотя она быстро росла: в 1870 г. в ней проживало уже 722 человека (362 мужчины и 360 женщин при 118 дворах), в 1885 г. — 829 человек (при 130 дворах), в 1909 г. — около 1300 человек (из них 690 мужчин) и в 1920 г. — 1579 человек (719 мужчин и 860 женщин при 325 дворах). Чтобы вместить всех молящихся, в 1897 г. было выстроено даже новое, более просторное здание мечети, размеры которого для захолустной деревни были довольно внушительными: 32×18 саженей (прежнее здание было 24×12 саженей).
Преемником Мирсиаф-ахуна и мударриса стал его племянник Мутагар (Мутаххар) б. Мирхайдар (1875–1938), который унаследовал должность имам-хатиба и также получил звание ахуна. Он был сторонником традиционного исламского образования, поэтому развернувшееся на рубеже ХIХ–ХХ вв. среди местных мусульман обновленческое движение почти не коснулось его школы. Тем не менее Киишкинская мадраса продолжала пользоваться популярностью у башкирских и татарских юношей — в 1913 г., например, в ней было более 100 человек. К ним нужно добавить ещё значительное число мальчиков, постигавших азы книжной мудрости в мактабе — начальном отделении мадрасы. Одной из несомненных заслуг Мутагар-хазрата была забота о благоустройстве мадрасы. Некоторые обветшалые учебные здания были обновлены, территория учебного комплекса расширилась, вместо плетня её обнесли красивым дощатым забором, появилось новое, размером 13×10 саженей и с цементным полом здание столовой, оборудованное двумя водогрейными кубами и чугунными плитами, которые обслуживал специально нанятый работник. Вместе с типичными для шакирдской жизни день и ночь кипящими самоварами и котлами канули в Лету и примитивные комнаты для омовений — для этих целей было выстроено особое отапливаемое помещение.
Киишкинская мадраса была закрыта в первые годы советской власти.
Лит-ра: Мутаһар ибн мулла Мирхәйдәр. Иске Киишки тарихы яхүд бабамызның ошбу кариәгә килеп тәгълим гөлүм шәргийе итә башлавының йөз ел булуының тәзкирәсе. Оренбург, 1911; Ризаетдин бин Фәхретдин. Асар. Җ. 3 // НА УНЦ РАН. Ф. 7. Оп. 1. Д. 12 (старый акт), л. 237; Фархшатов. Народное образование, 60, 62.
М.Н.Фархшатов