Суйар-хан—тура (Суйар-хан Исаев, 1927–2007) — типичный представитель «параллельного ислама», «неофициального духовенства», оказавших определённое влияние на общественно-политическую и духовную жизнь Ферганской долины Узбекистана в 80–90-е гг. ХХ в. Родился в г. Маргилане в семье саййидов из числа потомков Махдум-и А‘зама (ум. в 1542 г.) по линии «белогорских ходжей» (ветви Афак-ходжа/ хваджа, ум. в 1693-94 г.). Признавая его «генеалогический капитал», местное население удостоило его эпитетами хан (от хаванд, хван, хан — «господин») и тура (саййиды в Ферганской долине именуются почётным прозвищем тура — «господин»).
Рано потеряв отца, С.-х.-т. зарабатывал на жизнь простым трудом: работал колхозником, табельщиком, гидротехником, завхозом в школе, часовщиком и др. В юные годы он был вовлечён в систему нелегального конфессионального образования. Изучал традиционные исламские науки под началом учителей: Мушарраф-хана Ахуна Мухитдинова (1896–1962), ученика Мухаммад-Йусуф-хана Ханака-йи Дамулла (1840–1918), писавшего стихи под псевдонимом Хазин; Таштемира Ахуна Инамджанова (1927–1972), ученика Ахмадджана Маргилани (ум. в 1950-е гг.); ‘Абдусамада Ахуна; Муллы Сулаймана Кари (1909–1969). В молодые годы С.-х.-т. встал также на суфийский путь (братство накшбандийа-муджаддидийа), став муридом Мукаррам-хана-туры Маргилани (1863–1960), известного под прозвищем Хан Бува. После смерти наставника он перешёл служить другому накшбандийскому шайху — ‘Абдул‘азиз (‘Абд ал-‘Азиз)-хану Ахмадханову (1904–1973) по прозвищу Хан Дада.
Начиная с 70-х гг. С.-х.-т. сам стал преподавать, у него появилось множество учеников в различных районах Ферганской долины. Для осуществления преподавательской деятельности он тайно совершал регулярные поездки в отдалённые населённые пункты, где его бдительно ожидали многочисленные ученики. Занимался также народной медициной (тибб).
С.-х.-т. близко сотрудничал со многими исламскими активистами региона — Мунавваром Кари Кийати (1900–1999), Мухаммаджаном Хиндустани (1892–1989) и др. В годы перестройки и последующий период руководители именно таких ячеек нелегального образования (худжра) смогли самоорганизоваться и собирать огромные аудитории слушателей для обсуждения сугубо религиозных, духовных, затем и других вопросов развития современного им общества.
Суйар-хан-тура. Дата и имя фотографа неизвестны
С 1975 г. С.-х.-т. вёл активную творческую и издательскую деятельность. Его творчество развивалось в двух направлениях. Первое включало в себя его переводы известных сочинений с арабского на узбекский язык: ал-Ку’ран/Коран, Назм ал-’ака’ид (другое название: Бад’ ал-амали) Сирадж ад-дина ал-Уши (ум. в 1178 г.), Фикх ал-Кайдани Лутф Аллаха ан-Насафи (ум. в 1349 г.), ал-Кафийа ‘Абд ал-Кахира ал-Джурджани (ум. в 1078 г.), Аурад-и фатхийа саййида ‘Али Хамадани (ум. в 1384 г.), Касидат ал-бурда ал-Бусири (ум. в 1294 г.), Маулид ан-Наби Джа‘фара б. Хасана ал-Барзанджи (ум. в 1764 г.) и др. Второе направление представ представляли его просветительские и нравоучительные труды на узбекском языке, которые были написаны С.-х.-т. под псевдонимом ал-Махбуби. Среди них: Намоз — жаннат посбони, дузах калкони («Молитва — стража рая, щит против ада»), Никох ва талок хакида рисола («Послание о правилах заключения брака и о разводе»), Одоб-ахлок хакида рисола («Послание о нормах нравственности»), Кизларга 312 насиҳат («312 наставлений девушкам»), Тибб ал-Махбуби («[Пособие] ал-Махбуби по медицине») и др. Большинство его трудов было опубликовано «самиздатом», нелегально.
Деятельность С.-х.-т. показала, что уровень и качество знаний, получаемых в системе нелегального конфессионального образования (худжра), значительно упали. В этом сыграли свою роль её закрытость, консерватизм и отсутствие финансирования. С другой стороны, наблюдаются радикализация позиций её участников и оппозиционность в отношении официальных структур. Все это в последующем сыграло свою отрицательную роль в превращении этой сети в удобную базу для распространения идей и деятельности зарубежных исламистских партий и организаций типа Хизб ат-тахрир ал-ислами и др.
Лит-ра: Генеалогия потомков Караматуллах-хана, составленная в джумада I 1327/мае-июне 1909 г. // Частная коллекция Мусахана Увликова, жителя г. Кувы. Рукоп.; Силсила-йи накшбандийа // Частная коллекция потомков Суйар-хана Исаева (г. Маргелан). Рукоп.; Суйар хан тура. Намоз — жаннат посбони, дўзах қалқони. Маргелан, 1997; он же. Шифо, оят, дуо, қасидалар хислати. Фергана, 2001; он же. Насихатлар (Угилларимга насихат). Фергана, 2005.
Н.У.Абдулахатов, Венделл Шваб, А.К.Муминов