Султанов Мухаммадьяр (Мухаммад-Йар б. Мухаммад-Шариф б. Байазид б. ‘Абд ал-Джалил б. Султан б. Мухаммад, 1837–1915) — пятый муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС, в должности с января 1886 г. по июнь 1915 г.). Родом из башкирского дворянства сел. Мачты Мензелинского уезда Оренбургской губернии. Его родственники, включая прадеда ‘Абд ал-Джалила (ум. в 1824 г.), деда Байазида (ум. в 1823 г.), отца Мухаммад-Шарифа (ум. в 1874 г.) и старшего брата Арслан-‘Али (ум. в 1860 г.), сделали себе карьеру в структуре кантонного управления Башкирии. Окончив Казанскую гимназию, С. М. поступил в Казанский университет, но, покинув первый курс, устроился на службу в чертёжной командующего башкирско-мещерякским войском. В 1861–1866 гг. он был начальником 20-го и 7-го Мензелинского кантонов; в 1866 г. ушёл в отставку подпоручиком. После упразднения кантонного управления С. М. работал в разных должностях, введённых в ходе Великих реформ: мировым посредником в Мензелинском уезде в 1866–1870 гг., им же — в Белебейском уезде в 1870–1878 гг., мировым судьёй в Белебейском уезде в 1879–1881 гг., им же — в Мензелинском уезде в 1881–1886 гг. В январе 1886 г. он был назначен муфтийем с ежегодным окладом 5000 руб. В декабре 1889 г. организовал юбилейное мероприятие, посвящённое столетию со дня основания ОМДС в г. Уфе. На пути в хаджж в 1893 г. получил аудиенцию султана Абдулхамида (‘Абд ал-Хамид) II и был награждён орденом Османие (‘Усманийа) второй степени.
Отсутствие исламского образования у С. М., как и у его предшественника Салим-Гарея Тевкелева (в должности 1865–1885), вызывало у его современников неоднозначные оценки его деятельности. С одной стороны, во время первой русской революции одним из главнейших требований петиционной кампании в Поволжье и Приуралье было избрание муфтийя и заседателей мусульманами из числа исламских учёных (‘улама’), к которым С. М. не принадлежал. Известный богослов Муса Бигиев осуждал высокомерие муфтийя по отношению к общественным деятелям во время революции 1905 г., а также его безответственное отношение к поручению председателя Комитета министров С.Ю.Витте составить докладную записку о нуждах мусульманского населения. С другой стороны, по мнению Рида’ ад-дина б. Фахр ад-дина (Фахретдинова), работавшего под руководством С. М. заседателем ОМДС в 1891–1906 гг., последний был более способным, чем его предшественник Тевкелев, к проведению реформы ОМДС в рамках российских законов. С. М. попытался искоренить практику взяток (их часто называли садака, т.е. «милостыня») при испытании на духовное звание; он внёс вклад в укрепление законной статьи о назначении заседателей ОМДС министром внутренних дел по представлению муфтийя, что прекратило спекуляцию на основе утратившей теперь силу статьи об избрании заседателей «магометанским обществом». Фахретдинов свидетельствовал также о том, что Султанов был сведущ в шариатских делах Собрания благодаря его усердному изучению русских переводов Корана, Хидаи, ал-Фара’ид ас-сираджийа, а также арабской хрестоматии В.Ф.Гиргаса и составленного сотрудником Департамента духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) Г.Н.Тарановским сборника постановлений шари’ата. Судя по архивным документам ОМДС, можно констатировать, что именно в период исполнения им должности муфтийя число записей вакфов, прошедших согласование с МВД, резко возросло.
Особенно после 1905 г. С. М. старался сохранить и даже укрепить свою роль посредника между имперской властью и российским мусульманским сообществом (умма), прислушиваясь к мусульманской общественности. С 10 по 15 апреля 1905 г. по поручению С.Ю.Витте он созвал влиятельных духовных лиц под своей юрисдикцией для разработки законопроекта по реформе ОМДС; 15 февраля 1906 г. состоялось совещание, на котором обсуждались восстановление упразднённых в 1896 г. должностей штатных военных мулл и другие нужды мусульманских солдат; 21 мая 1911 г. собрание, приуроченное к 25-летнему пребыванию на посту муфтийя, приняло решение об открытии в Уфе мужской и женской учительских школ имени С. М.; 14–15 декабря 1913 г. состоялось собрание для выработки ответов на вопросы ДДДИИ об обучении в мактабах и мадрасах, в здании ОМДС собрались ведущие исламские учёные, которые на основе ссылок на Коран и хадисы пришли к выводу о совместимости религиозных и общеобразовательных предметов, о чём был опубликован соответствующий акт (идах-наме). На приспособление муфтийя к новым условиям страны обратил внимание действительный статский советник МВД Платоников, проводивший ревизию дел ОМДС в начале ноября 1910 г. Он отметил, что, будучи избран на должность министром внутренних дел Толстым по рекомендации обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева и известного казанского ориенталиста Ильминского, С. М. в течение первых 20 лет своей службы оставался верным приверженцем российских властей и оказывал содействие распространению среди ‘улама’ знания русского языка и вообще сближению мусульман с русским населением. Но начиная с 1904 г. он попал под влияние татарских народников и не пытался установить правительственный контроль за руководителями мактабов и мадрас среди мусульман Волго-Уральского региона.
Смерть С. М. 12 июня 1915 г., несмотря на режим военного времени, вдохновила татарскую прессу на обсуждение его возможных преемников. 27 июля 1915 г. новым муфтийем был назначен Мухаммад-Сафа Баязитов, ахунд второго прихода Петрограда, что, с одной стороны, удовлетворило исламских учёных, объединившихся вокруг журнала Дин ва Магыйшат, с другой — привело к бурным протестам мусульманской общественности.
Лит-ра: Ходатайство Оренбургского муфтия о разрешении ему отправиться в Иерусалим, Мекку и Медину // АВПРИ. Ф. 149. Оп. 502а. Д. 1593; Султанов, Мухамедиар, Муфтий // АВПРИ. Ф. 149. Оп. 502а. Д. 1595; Дело об упразднении и учреждении вновь штатных должностей магометанского духовенства в войсках // РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1064, л. 162–167об.; Рапорт и записка д.с.с. Платоникова о командировке в Уфу и Оренбург для ревизии дел Оренбургского магометанского духовного собрания и обозрения магометанских школ — медресе и мектебе // РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 625, л. 14–14об.; Письма Н.И.Ильминского к обер-прокурору святейшего синода Константину Петровичу Победоносцеву. Казань, 1895, 175, 176; Хаджи Салим-Гирей Султанов. Священная область мусульман в Аравии // Землеведение. 1901. Кн. 1–2, 85–144; Махмуд Фу’ад. Дар ал-му‘аллимин // Мактаб. Казань, 1914, № 3, 55–61; Уфадаги кингаш маджлисининг карарларина идах-нама. Уфа, 1914; Рида’ ад-дин б. Фахр ад-дин. Мухаммад-Йар Муфти Султануф // Шура. Оренбург, 1915, № 15, 449–452; Муса Джар Аллах [Бигиев]. Ислахат асаслари. Пг., 1917, 7–9, 50, 52; Д.Д.Азаматов. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII — XIX вв. Уфа, 1999, 65–70.
Норихира Наганава