Султан-садат (араб. султан ас-садат; перс. султан-и садат; «владычество саййидов») — название фамильной усыпальницы саййидов Тирмиза/Термеза, расположенной в 3 км к северо-востоку от современного Термеза (юг Узбекистана), на правом берегу р. Сурхан-дарья, на землях саййидов Термеза. Первым мавзолеем комплекса стала усыпальница (возведена в середине 30-х гг. XIII в.) ‘Ала’ ал-мулка I («контр-халифа»), носившего титулы садат-и бузург и султан-и садат. Последний титул, по-видимому, и дал название образовавшемуся некрополю. Одновременно (или некоторое время спустя) здесь был основан новый город, куда переселились жители разгромленного монголами Старого Термеза у Аму-дарьи. Новый город с тем же названием (Тирмиз), переживший пик своего расцвета в XIV — начале XV в., именуется в источниках и в легендах монет Мадинат ар-риджал («Город [ученых] мужей»).
С.-с. вытянут на 70 м по оси запад-восток. Ныне сохранилась примерно половина его зданий. Строительный материал сооружений — жженый кирпич. Старейшая усыпальница С.-с. состоит из двух помещений, перекрытых куполами и объединенных монументальным сводчатым вестибюлем (айван), на тыльной стороне которого имеется дверной проем. В боковых стенах интерьера главного помещения — такие же проемы в мавзолей (север) и мечеть (юг). Вестибюль, открытый на восток и образованный внешними стенами зданий, имел портал (ныне разрушен), а крылья фасада расчленены арочными нишами. Главный фасад декорирован парным кирпичом со вставками резных «бантиков», покрытых бирюзовой глазурью, фигурными кладками в виде «елочек», ромбов, колец и бутонов. Стены мавзолея расчленены плоскими нишами и декорированы терракотовыми «бантиками». Ныне почти все его пространство заполнено безликими прямоугольными надгробиями. Декор мечети скромнее: стены облицованы рядами парного кирпича. Более нарядно (со вставками глазурованных «бантиков») выглядит ее михраб. Мечеть также стала местом погребения, и поэтому в научной литературе ее ошибочно называют мавзолеем.
На протяжении XIV–XV вв. в С.-с. проводились большие строительные работы: реконструирован портал первоначального здания, древний декор покрыт новым, соответствующим стилю эпохи. Здесь же была восстановлена (?) старая надпись с эпитафией ‘Ала’ ал-мулку I, остатки которой еще в 1898 г. зафиксировал русский востоковед А.А.Семенов. Справа: «…силсилат ас-саййид ал-м…», в середине над аркой: «…Аллах б. Аби-л-Хасан Мухаммад б….», слева: «…Аби-л-Касим ‘Али б. ‘Убайд Аллах б. Аби-л-Касим ‘Али б. Мухаммад ал-Хасан ал-Амир ар-…». Этот фрагмент — одна из наиболее ранних письменных фиксаций родословной саййидов Термеза. В настоящее время большая часть этой надписи утрачена, а остатки ее смонтированы неправильно. Утрачена и большая часть остального декора.
Фрагменты первоначальных и ремонтных коранических надписей зафиксированы А.А.Семеновым и в интерьере мечети. Вокруг полосы с надписью размещались трехрядные майоликовые бордюры. Щековые стены, софиты центральной арки и тимпан украшали восьмигранные майоликовые плиты с геометрическим орнаментом, поверх глазури (белого, голубого, синего или фиолетового цвета) были нанесены пятна позолоты. Архивольт арки опирался на трехчетвертные колонки с причудливыми капителями, украшенными геометрическим и растительным орнаментами. Стены вестибюля были покрыты росписью, выполненной черной и синей краской (фрагменты обнаружены во время исследований). К середине XX в. сохранилась лишь малая часть этого декора, а ныне он полностью утрачен.
Еще один ремонт был произведен в конце XIX в. тогдашним шейхом-хранителем комплекса, выходцем из салаватских хваджей (потомки саййидов Термеза).
На западе некрополя располагались еще два монументальных здания, сооруженных во второй половине XIV — самом начале XV в. Это — предвратное сооружение (дарваза-хана) с порталом и расположенная неподалеку ханака, обращенная главным порталом на западе к С.-с. Из центрального зала существовало восемь проходов в отдельные помещения (худжры), которые к концу XV — началу XVI в. были разобраны и заменены галереей. В ее торцах, примыкавших к порталу, устроены михрабные ниши. Примерно к XVIII–XIX вв. полуразрушенную ханаку паломники использовали под кухню (здесь обнаружено большое количество временных очагов), а с севера у главного портала функционировала мечеть из битой глины (пахса). К 1978 г. ханака была разрушена на 90% и использовалась как загон для овец.
Главная усыпальница С.-с., видимо, стала местом погребения знаменитых членов рода. Останки многих из них, покинувших в свое время пределы Термеза, перевозили сюда и предавали земле. Других (возможно, не столь знатных) представителей этой семьи хоронили в менее парадных мавзолеях, расположенных на северном и восточном крыле некрополя. Они возведены в XV–XVII вв. и в той или иной степени повторяют план самого древнего мавзолея: два здания, объединенные вестибюлем.
Как и в другой знаменитой семейной усыпальнице, Чхар Бакре, в С.-с. не обнаружено остатков тугов. Стены внутри мавзолеев и мечети до недавней реставрации были сильно прокопчены дымом от свечей и чирагов, которые возжигались паломниками. Еще до середины 30-х гг. XX в. паломничество к мавзолеям комплекса было довольно активным. Оно проходило обычно с четверга на пятницу и сопровождалось закалыванием жертвенных животных, приготовлением пищи и собственно ритуалом зийара с чтением Корана, обходом (таваф) могил, возжиганием свечей, лучин и т. д. После укрепления границ с Афганистаном С.-с. оказался в приграничной зоне, и паломничество к нему практически прекратилось.
Здания ансамбля частично реставрированы.
Лит-ра: Бартольд. Термез, 503–508; Б.Н.Засыпкин. Памятники архитектуры термезского района // Культура Востока. Т. 2. М., 1928, 77–78; З.А.Хакимов, Ю.З.Шваб. Султан-Саадат // Искусство зодчих Узбекистана. Т. 4. Таш., 1968, 25–63; Е.Г.Некрасова, В. М. Филимонов. Хонако в ансамбле Султан-Саодат // Краеведение Сурхандарьи. Таш., 1989, 86–92; Неопубликованные материалы В.Филимонова, Е.Некрасовой (см. также лит-ру к ст. Садат-и Тирмиз).
Е.Г.Некрасова, Б.М.Бабаджанов