Султан Санджар — одно из наиболее крупных и почитаемых святых мест Туркменистана и выдающийся историко-архитектурный памятник. Расположен в восточной части Республики на всемирно известном городище Старого Мерва/Марва близ современного г. Байрамали/Байрам-‘Али. Название этого комплекса связано с именем Санджара (1086–1157) — последнего султана Салджукской империи, сына султана Малик-шаха (ум. в 1092 г.).
На территории Туркменистана Санджар был последним крупным политическим деятелем, создавшим огромное государство, включавшее в себя практически всю территорию современной Республики и ряд регионов за её пределами. В качестве правителя Хурасана, в который входил Южный и Юго-Восточный Туркменистан, а затем и Салджукской империи он правил необычайно долго, почти 60 лет. После его смерти в течение семи с половиной веков, вплоть до образования в октябре 1924 г. Туркменской ССР, туркмены не имели своего национального государства, которое спустя ещё семь десятилетий стало суверенным. Все это способствовало тому, что султан Санджар среди мусульман со временем был причислен к лику святых. При его жизни Марв стал столицей государства, где сосредоточились крупнейшие книгохранилища Среднего Востока. Он уделял большое внимание развитию науки и литературы. При нём в Марве жила и трудилась целая плеяда поэтов и учёных: знаменитый историк и биограф Абу Са‘д ас-Сам‘ани (1113–1167), аcтроном и великий поэт Омар (‘Умар) Хаййам, выдающиеся представители культуры амир Му‘иззи, ‘Али ал-Анвари, ‘Абд ал-Васи и многие другие.
Ещё в 40-х гг. XII в. султан Санджар начал строительство собственного мавзолея — самой величественной постройки средневековой архитектуры Марва и одного из лучших памятников архитектуры Средней Азии вообще. Мавзолей этот виден со всех сторон, в том числе и с Транскаспийской железной дороги, за много километров. Арабская надпись в нём гласит: «Это место облагорожено останками того, кто именовался султаном Санджаром, из потомков тюрок-салджуков… Был он в своё время справедливым, как Александр Великий, был он покровителем учёных и поэтов и благодаря наукам и искусству был принят в мир ислама в состоянии процветания и счастья…».
Местное население (туркмены, белуджи, курды и другие последователи ислама) издавна почитает мавзолей С. С., представляющий собой куб, на который водружён купол с цилиндрическим основанием, вокруг него проходит пешеходная галерея. Совершив молитву, возложив дары на находящееся в центре мавзолея захоронение С. С. и привязав вотивные лоскутки к стоявшим в мавзолее шестам, некоторые из паломников поднимались по укреплённой с южной стороны мавзолея железной лестнице на галерею и вырезали щепочки из концов балок, торчавших из кладки цилиндрического барабана. Считалось, что эти кусочки древесины снимают головную боль, мигрень, если их прикрепить к головному убору больного; полагали, что балки сделаны из священного у туркмен горного дерева дагдан, которое, как арча (можжевельник), в течение столетий не поддаётся гниению. Подобная практика привела к тому, что если в середине 50-х гг. XX в. концы балок выступали на 10–15 см наружу, то уже по нашим наблюдениям 1981 г. гнёзда балок на такую же глубину были выдолблены. Правда, вскоре постоянная, прикреплённая к стене лестница была снята, и «восхождения» паломников прекратились.
С 1960 г. на памятнике проводились работы по его консервации. Однако настоящие археолого-реставрационные работы начались значительно позже, в конце 70–80-х гг. Были расчищены: значительная территория вокруг мавзолея, в результате чего открылся ряд помещений разного предназначения, основания стен памятника, скрытые более поздними отложениями, и даже колодец, — проложена подъездная дорога для туристов. Работы по благоустройству и изучению памятника продолжились и в постсоветское время.
В середине 20-х гг. XX в. этот замечательный памятник, хоть и повреждённый временем, но простоявший почти восемь веков, мог исчезнуть. Некоторые чиновники городского коммунального хозяйства Байрам-‘Али решили благоустроить улицы городка, вымостив их прочным средневековым кирпичом, взятым с мавзолея С. С., и уже начали осуществлять своё варварское решение. Об этом стало известно в Ашхабаде одному из основоположников туркменской исторической и этнографической науки Георгию Ивановичу Карпову, имевшему в это время статус ответственного секретаря ЦИК Туркмении, что позволило ему тут же прекратить «новаторское» начинание чиновников и спасти один из шедевров архитектуры Туркменистана, силуэт которого стал одним из символов Республики.
Лит-ра: История Туркменской ССР. Т. 1. Кн. 1. Аш., 1957, 268–280 и сл.; О.Гундогдыев. Санджар Меликшах // ИКНТ, 285–286; С.Демидов. Г.И.Карпов — историк, этнограф и общественный деятель Туркменистана // Вестник Евразии. М., 2001, № 3, 54.
С.М.Демидов