Т̣АВА̄Ф («обход», «хождение вокруг») — хождение вокруг ал-Ка‘бы. Обряд Т. перешел в ислам из джахилийской практики (давар). Согласно традиции, основные правила Т. были изложены Мухаммадом во время «прощального хаджжа» в 632 г.
Т. является необходимым элементом «малого паломничества» Сумра, дважды совершается во время «большого паломничества» (хаджж) — при вступлении в Мекку (Т. ат-тахийа) и при окончании обрядов хаджжа (Т. ал-вада‘). Кроме того, Т. может совершаться как акт благочестия жителями Мекки или ее гостями в любое другое время (особо почитаемы пятничный Т., Т. в рамадан). Для того чтобы совершить Т., паломник должен войти в ал-Масджид ал-Харам с правой ноги через «Ворота мира» (Баб ас-салам). Подойдя к «черному камню», вделанному в северо-восточный угол ал-Ка‘бы, он целует его (такбил) или касается рукой, а затем подносит ее к губам (истилам). После поклонения «черному камню» начинается семикратный обход ал-Ка‘бы. Идти нужно близко от стены по часовой стрелке. Во время Т. совершается поклонение «иракскому» и «йеменскому» углам храма (целование, прикосновение рукой, произнесение специальных формул). Первые три круга необходимо пройти быстрым шагом или пробежать трусцой (рамал), остальные круги совершаются шагом. Т. может сочетаться с молитвой (салат), рекомендуется вполголоса давать советы тем, кто не знает всех правил Т. После окончания семикратного обхода ал-Ка‘бы необходимо подойти к месту у входа в нее (мултазам), прижаться к нему телом, поднять правую руку в сторону входа и произнести славословие Аллаху, Пророку, просить милости и прощения за прегрешения. В заключение совершается молитва в два рак‘ата, во время первого читается сура 109 («Неверные» — сурат ал-Кафирин), во время второго — сура 112 («Очищение» — сурат ал-Ихлас).
Женщинам рекомендуется совершать Т. отдельно от мужчин, по внешнему, а не по внутреннему (матаф) кругу ал-Ка‘бы. Это предписание, однако, нарушается.
Основные элементы Т.: семикратный обход, бег трусцой, поклонение «черному камню», прижимание к священным стенам — перешли в ислам из доисламской практики. «Нововведением» является прежде всего включение Т. в обряды хаджжа, сочетание Т. с молитвой, а также комплекс ритуальных действий, связанных с чисто мусульманской символикой.
Лит-pa: ал-Газали. Ихйа’, 1, 224—226; Guillaume. Muhammed, 649—652; Gaudefroy-Demombynes. Pelerinage, 205—224.
Д.В.Ермаков