ТАВАККУЛ (от глагола таваккала — «уповать», «полагаться на кого-либо») — термин коранического происхождения (3:122/118, 159/153; 5:23/26; 9:51; 14:12/15; 25:58/60; 65:3 и др.), обозначающий предание себя божественной воле, в частности отказ от добывания средств к существованию в расчете на то, что пошлет Аллах.
Практика Т. была широко распространена среди мусульманских аскетов (зуххад) и суфиев. Основываясь на кораническом материале, они связывали Т. с верой (иман), поскольку, по их мнению, лишь истинно уверовавший в Аллаха способен отказаться от забот, связанных с повседневной жизнью, ради служения ему и размышлений о. нем.
В суфизме термином Т. со временем стали называть одну из начальных «стоянок» (макам) суфийского пути (тарик) — полное отрешение от собственной воли, признание Аллаха единственным благодетелем и покровителем (вакил) людей, источником их бытия. Т. тесно связывали (а иногда и отождествляли) с другой суфийской «стоянкой» — «удовлетворением» (рида),— означавшей покорность божественной воле и полное равнодушие к внешним невзгодам.
На практике следование Т. выражалось в прекращении суфием почти всякой трудовой деятельности, добровольном нищенстве, а зачастую и попрошайничестве. Подобная трактовка Т. вызывала резко враждебное отношение мусульманских ученых, выражавших интересы зажиточных, горожан и проповедовавших, что праведное приобретение (иктисаб) предписывается религией. Большинство факихов и богословов занимали в этом вопросе компромиссную позицию: Т. не означает полного отказа от труда; можно торговать и работать (последнее предпочтительнее), но не делать это самоцелью, зарабатывать только на текущий день для обеспечения своих минимальных потребностей, не думать о завтрашнем дне и т. д.
Лит-ра: ал-Калабази. Ат-Та‘арруф, 71—73; ал-Макки. Кут ал-кулуб. 2, 2—28; ас-Саррадж. Ал-Лума’, 51—53; ас-Сулами. Ал-Мукаддама фи-т-тасаввуф ва хакикатихи. Багдад, 1984, 25—36; al-Hujwiri. Kashf, Index; Ибн ‘Араби. Ал-Футухат, 2, 199—202.
О. Г. Большаков, А.Д.Кныш