ТАНА̄СУХ̱ (тана̄сух̱ ал-арва̄х̣) — последовательный переход, переселение души, метемпсихоз. В мусульманской богословской и доксографической литературе последователи различных учений о переселении душ известны под общим названием асхаб (ахл) ат-танасух или ат-танасухийа (танасухиты).
Вера в переселение душ была широко распространена среди многих древних народов, в частности среди индийцев. В общих чертах учение о переселении душ вошло в построения греко-эллинистической философии, в частности Сократа, и религиозно-философскую систему манихеев. В разной форме представление о переселении душ, заимствованное, видимо, из названных источников, проникло и в ислам, прежде всего в среду «крайних» шиитов. Чуждая первоначальному исламу, идея переселения душ получила развитие в учениях «крайних» шиитов, в частности кайсанитов.
В учениях «крайних» представление о переселении душ часто сливалось с идеей «воплощения», «вселения» (хулул) божественного духа в человеческое тело, поэтому танасухитов называли также асхаб ал-хулул или ал-хулулийа (хулулиты), а термин танасух приобрел и другое значение — распространение божественного духа (света, частицы) на людей.
Идею переселения душ проповедовали исма‘илиты, нусайриты, друзы, му‘тазилиты-хабититы и др. Наиболее распространенным среди них было представление о том, что переселение душ происходит в этом мире. Души меняют свою телесную оболочку (калиб) подобно тому, как человек меняет обветшалую одежду на новую. Состояние новой оболочки, в которой душа наслаждается или страдает, зависит от того, как действовала душа в прежней оболочке. Согласно этому представлению, дети, не совершившие греха, могут страдать (например, от болезни), если в их телесную оболочку переселилась душа, «согрешившая» прежде в другой оболочке.
Среди танасухитов имели распространение учения о четырех ступенях переселения душ, о циклах (длительных и коротких) переселения, в ходе которых души умерших проходят испытание, перемещаясь, из одного тела в другое (насекомых, животных и т. д.), пока не очистятся, и т. п. В соответствии с этим танасухиты отрицали воскресение и аллегорически толковали рай и ад как состояние блаженства или наказания, которое испытывают души в телах.
Суннитские богословы резко осуждали танасухитов, принижавших, по их мнению, всемогущество Аллаха и отвергавших свидетельства Корана.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 138—146; ал-Багдади. Усул ад-дин, 232—237; он же. Ал-Фарк, 272—276; аш-Шахрастани. Книга о религиях, указ.; В. Carra de Vaux. Tanasukh.— EI, 4,702—703.
С.М.Прозоров