Татарское кладбище (Татарский участок Ново-Волковского кладбища) — один из старейших сохранившихся мусульманских некрополей в Европе. Основан в 1826 г. на землях, принадлежавших государственным крестьянам Волковой деревни.
До середины 1710-х гг. мусульман, как и других жителей Петербурга, хоронили во дворах домов или на территории стихийно возникавших кладбищ. Так, одним из мест компактного захоронения мусульман служила территория за Кронверком Петропавловской церкви. В 1710–1770-е гг. мусульман предположительно хоронили на Выборгской стороне, на кладбище при Сухопутном и Морском госпиталях.
Впервые с инициативой создания отдельного мусульманского кладбища в Петербурге выступил отставной армии подпоручик Шаги-Ахмет Тефкилев. В 1798 г. он обратился с прошением на высочайшее имя «о пожаловании магометанам молитвенного дома в Петербурге и отводе места для кладбища». Тефкилев указывал, что подходящим местом для магометанского кладбища будет территория за Волковой деревней, где прежде хоронили военнопленных турок (поэтому, писал он, место «и поднесь называется Турецким кладбищем»). Прошение Ш.-А.Тефкилева — это документ, где впервые упоминается мусульманское кладбище в Петербурге, на котором во 2-й половине XVIII в. хоронили пленных турок и, возможно, представителей других народов, исповедующих ислам. В доверенности, выданной Ш.-А.Тефкилеву воинскими чинами мусульманского вероисповедания, было упомянуто 506 человек, однако реально свои подписи поставили только 315 человек.
Прошение Ш.-А.Тефкилева и другие обращения мусульман столицы оставались без удовлетворения до 1826 г., когда в ответ на ходатайство ахуна Отдельного гвардейского корпуса Дж.Хантемирова было получено высочайшее разрешение выделить под мусульманское кладбище земли в районе Волковой деревни. В том же году под мусульманское кладбище был выделен участок в 2 десятины земли на берегу реки Волковки — в трёх верстах от города. Участок был куплен у местных крестьян, «поскольку земля в сём месте к пашне и сенокосу совершенно неудобна».
В 1831 г. в Петербурге бушевала эпидемия холеры, и недалеко от Татарского кладбища возник специальный холерный участок. На этом участке хоронили умерших от холеры в 1848 г., здесь же нашли упокоение лица, покинувшие этот мир без церковного покаяния. Изначально кладбище предназначалось для захоронения воинских чинов, но вскоре на нём начали хоронить не только военных, но и всех последователей суннитского направления в исламе. Кладбище стало называться Татарским, поскольку на протяжении всей истории Петербурга татары составляли большинство мусульманского населения города.
Вскоре после открытия Т. к. проживавшие в Петербурге персы обратились в 1841 г. к властям с ходатайством об открытии отдельного персидского кладбища или участка. В обращении Департамента духовных дел иностранных исповеданий к министру государственных имуществ были изложены причины для выделения обособленного персидского участка: «Для погребения умирающих в Санкт-Петербурге магометан отведено по распоряжению правительства особое место, известное под названием Татарского кладбища. Признавая учение Омара, татары, как и все прочие сунниты, питают неприязнь к персиянам, последователям Алия, и по свойственному магометанам фанатизму не могут без неудовольствия видеть погребение их на одном и том же кладбище».
Власти благосклонно отнеслись к ходатайству, тем более что сами персы брались обустроить место под кладбище и содержать его. Высочайшим повелением было решено выделить для захоронения персов 400 кв. саженей земли рядом с Татарским кладбищем. Однако на пути реализации задуманного возникли сложности. Собравшиеся на мирской сход крестьяне Волковой деревни постановили: поскольку предлагавшиеся под персидское кладбище земли они используют под хлебопашество и сенной покос, взамен предложили до 400 кв. саженей из общественного выгонного места близ забора холерного кладбища. За предоставленную землю крестьяне требовали 426/7 копейки серебром за кв. сажень.
Участок должен был принимать уполномоченный персидской общины Алиакбер Абдуллаев, эфендий команды мусульман Собственного Его Императорского Величества конвоя. Он отказался принимать участок на том основании, что тот находился позади Татарского кладбища (за холерным участком), и предложил поменять его на участок, который «персияне» изначально хотели получить — впереди Татарского кладбища. Абдуллаев обязался заплатить 50 руб. серебром сверх требуемой суммы (за обработку участка). Крестьяне приняли это предложение, и в 1843 г. на персидском участке появились первые захоронения.
После революции персидский участок вошел в состав Ново-Волковского кладбища. Он расположен у центральной дороги, слева от главного входа. Именно на персидском участке сохранились старейшие надмогильные памятники мусульман в Петербурге. Они принадлежат двум персидским купцам из Решта: Ака Мирзе Садыку (ум. в 1844 г.) и Ака Мухаммаду Хаджи (ум. в 1843 г.).
Говоря о мусульманском кладбище в целом, можно с полной уверенностью утверждать, что покойники здесь лежат в буквальном смысле в несколько слоёв. Как можно заключить из сообщения старшего ахуна Отдельного гвардейского корпуса Х.Халитова, уже в 1877 г. на кладбище фактически не имелось свободного места.
В 1870-е гг. мусульманам был выделен участок в 5 десятин земли на Преображенском кладбище, находившемся тогда в 9,5 верстах от Санкт-Петербурга вдоль линии Николаевской железной дороги, недалеко от станции Обухово. Однако здесь так и не было произведено ни одного захоронения по причине того, что за похороны на этом кладбище была установлена фиксированная плата, разная для представителей различных вероисповеданий. Так, для мусульман в конце 1870-х гг. стоимость захоронения составляла: в первом разряде — 15 руб., во втором — 10 руб., в третьем — 3 руб. Для младенцев до 7 лет плата составляла ½ платы за взрослого человека, и только в четвёртом разряде были возможны бесплатные похороны, но при этом бедность умершего удостоверялась полицией, мировым судьёй или попечителем о бедных Императорского человеколюбивого общества. Согласно же исламской традиции, за захоронение не должна взиматься плата. Кладбища в мусульманском мире по своей правовой природе обычно представляют собой вакф — благотворительную неотчуждаемую собственность, пожертвованную на нужды общины меценатом или государством.
Проблему с дополнительной землёй для кладбища удалось решить только в следующем столетии. В 1909 г. Фатима Байрашева, во исполнение завещания своего супруга, владельца буфетов на железнодорожных станциях Атауллы Байрашева, оформила дарственный акт с условием выделения на средства покойного 524,3 саженей земли для нужд мусульманского некрополя в Волковой деревне. Таким образом Т. к. стало полноценным вакфом.
В первые годы после устроения Т. к. мусульман хоронили без всяких памятников, метрические книги не вели, и сведения о захоронении того или иного лица уходили в могилу вместе с близкими покойного да кладбищенским сторожем. На протяжении всего существования кладбища остро стояла проблема нехватки земли.
Бóльшая часть захоронений XIX — начала XX в. не сохранилась. На сегодняшний день на Ново-Волковском кладбище историческими считаются следующие захоронения: экстраординарного профессора факультета восточных языков Петербургского университета шайха Мухаммада Аййада ат-Тантави (1810–1861); генерал-майора, героя Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. М.С.Энемука (1839–1894); военного хирурга, педагога и мецената, главного врача Николаевского военного госпиталя С.М.Яновича-Чаинского (1834–1903); купца I гильдии, владельца ресторана «Самарканд» в Новой Деревне Рахматуллы Халитова (1831 или 1834–1898); суфийя Махмуд-Ишана Хасани Афгани Хафиза Каламуллы (ум. в 1846 г.); генерал-майора, персидского принца Шафи-Хана (1853–1909); персидских купцов из г. Решта: Ака Мирзы Садыка (ум. в 1844 г.) и Ака Мухаммада Хаджи (ум. в 1843 г.). Значительную долю сохранившихся дореволюционных захоронений (около 10) представляют надмогильные памятники польско-литовских татар (К.Я.Якубовского, С.М.Байрашевской, Е.С.Тальковской и др.).
После закрытия мечети в 1940 г. значение Татарского кладбища в жизни мусульман возросло. Оно стало местом проведения пятничных намазов, собиравших несколько сотен человек. В дни праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам в послевоенное время на кладбище собиралось до 7 тыс. человек. В блокаду, во время трагической зимы 1941-42 г. сапёры динамитом взрывали замерзшую землю. В образовавшиеся траншеи рядком складывали трупы. Затем каток утрамбовывал над ними землю, чтобы поверх них поместить ещё один слой умерших. Вслед за тем по трупам снова шёл каток, и таких слоёв могло быть несколько.
Лишь в 1956 г., когда для нужд верующих была вновь открыта Соборная мечеть, праздничные и пятничные молитвы перестали совершать на кладбище.
Татарский участок был объявлен полузакрытым для захоронений в 1964 г. С тех пор на кладбище хоронят только тех, у кого сохранились могилы ближайших родственников. Однако это правило не всегда соблюдается.
В настоящее время мусульманские участки имеются на следующих кладбищах Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.: Ковалевском, Порошкинском, Южном, а также на городских кладбищах Кронштадта, Луги, и др.
Лит-ра: РГИА: Ф. 1374. Оп. 2. Д. 1112; Ф. 256. Оп. 37. Д. 1; Ф. 514. Оп. 1. Д. 577; Загородные кладбища в С.-Петербурге по линиям Николаевской и Финляндской железных дорог и порядок захоронения на них умерших. Правила для управления загородными кладбищами. Обязанности смотрителей приемных станций и загородных кладбищ. [СПб.]: тип. Шредера, [1893]; В.И.Саитов. Петербургский некрополь. В 4 т. Т. 4. СПб., 1913; А.В.Кобак, Ю.М.Пирютко. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. Изд. 2-е, дораб. и испр. М.–СПб., 2011; Р.И.Беккин. Забытые мусульманские кладбища в окрестностях Петербурга // История Петербурга. 2014. № 1 (70), 81–85; он же. Надмогильные памятники польско-литовских татар на Ново-Волковском кладбище в Петербурге // Zycie Tatarskie. 2014. No. 39 (116), 18–36; он же. К вопросу о мусульманском кладбище в Петербурге в XVIII в. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2016. № 5, 18–30; он же. Мусульманский некрополь Санкт-Петербурга (Татарский участок Ново-Волковского кладбища) // Р.И.Беккин, А.Н.Тагирджанова. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. Жизнь мусульман в городе на Неве и его окрестностях. М.–СПб., 2016, 305–349.
Р.И.Беккин