«Тахзиб ал-Мантик ва ал-Калам» – известный труд ат-Тафтазани в области логики (‘илм ал-мантик) и богословия (‘илм ал-калам), который был написан на арабском языке. Это произведение, несмотря на небольшой объем, является одним из самых известных классических учебных текстов. К нему также был написан ряд комментариев и толкований. Ат-Тафтазани написал данное произведение в 789 г. х. / 1387 г. н.э. [1]. Во введении написано, что автор написал его для своего сына, что позволяет предположить, что оно было написано именно в образовательных целях. Полное название этого текста – «Гаят Тахзиб ал-Калам фи Тахрир ал-Мантик ва ал-Калам ва Такриб ал-Марам мин Такрир ‘Акаид ал-Ислам». В начале этой книги ат-Тафтазани назвал её руководством для тех, кто ищет истину и стремится к пониманию [2].
В данном произведении ат-Тафтазани в довольно краткой и содержательной форме, пренебрегая литературными излишествами, излагает материал, посвящённый логическим и богословским вопросам. Такая структура книги создала большое пространство для написания на ее основе более подробных произведений.
Другая важная особенность Тахзиба – сочетание двух тем: логики и богословия. Это следует рассматривать как результат влияния богословия на логику и философию, так как в данный период в отличие от предшествующей богословской традицией в ней было уделено место аристотелианской философии [3]. Впрочем, сочетание вопросов богословия с общими философскими имело место и до этого. В качестве примера можно привести такие работы как «Ал-Мухассал» Фахр ад-дина Рази, «Ал-Макасид» самого ат-Тафтазани, а также «Ал-Мавакиф» Кази Адуд ад-дина Иджи. Тем не менее разделы, посвящённые философии в данных произведениях, никогда не рассматривались в качестве отдельных произведений. Таким образом, можно сказать, что труд ат-Тафтазани с учётом образовательной направленности текста опирается на новый метод. Это говорит также о том, что с точки зрения ат-Тафтазани, логика является действенным и эффективным инструментом для тех, кто ступил на путь изучения исламского богословия (‘илм ал-калам). Установление связи между логикой и богословием привело к тому, что в последующих учебных текстах изложение богословских и логико-философских вопросов происходило в рамках одного произведения. Также известно, что два отдельных труда по логике и богословию Хаджи Насир ад-дина Туси (ум. 672 г.х. / 1274 г. н.э.) были сведены в единый текст [4].
С точки зрения структуры «Тахзиб ал-Мантик» относится к тому типу логических произведений, которые имеют двухчастную структуру, включающую в себя разделы о познании и аргументации (ма‘руф ва худжат) или о представлении (тасаввур) и убежденности (тасдик). Подобную структуру впервые представил Авиценна в труде «Ал-Ишарат ва ал-Танбихат» [5]. После Авиценны и до ат-Тафтазани были созданы и другие произведения с похожей структурой, например «Мутали‘» Урмави и «Аш-Шамсийа» Наджм ад-дина Катиби. В структуре и содержании Тахзиба прослеживается влияние упомянутых произведений.
Выбрав двухчастную структуру для составления этой книги, ат-Тафтазани начинает введение книги с разделения знания на два типа: опосредованное или теоретическое (‘илм-и хусули) и непосредственное (‘илм-и хузури). Затем он использует термины «представление» (тасаввур) и «убежденность» (тасдик) для объяснения того, что представляет собой логика как наука. Далее он систематизирует логические темы Тахзиба, разделяя их на те, которые относятся к «представлениям» и на те, которые относятся к «суждениям». Он разделяет книгу на 11 глав, в первой из которых разбирается с терминологией (алфаз), а также посвящает одну из них «пяти методам» (сана‘ат хамс). Ат-Тафтазани также добавил в конце своего произведения восемь пунктов (ру’ус саманийа), в которых он пишет о составных элементах различных наук и предоставляет методологические основы для их изучения.
Некоторые из комментариев и толкований к «Тахзиб ал-Мантик» настолько важны, что к ним самим был написан ряд пояснений [6]. Несколько сокращенная версия текста Тахзиба с пояснениями была включена в ряд рукописей и критических изданий. Самыми значимыми из них являются следующие:
- Комментарий Джалал ад-дина Давани (ум. 907 г. х. / 1502 г. н.э.), который несколько раз, например в 1264, 1293, 1294 гг.х., был издан в городе Лакхнау. Некоторые писали к этому тексту свои примечания, в числе которых выделяются примечания Абу ал-Фатха Махдуда Шарифи, Мирзухда Харави, Гияс ад-дина Мансура Даштаки, Муллы Абдаллаха ибн Хусейна Язди и Абд ал-Хайя Лакхнави [7]. Некоторые из них публиковались вместе с комментарием Давани в различных изданиях.
- Комментарий Муллы Абдаллаха ибн Шараф ад-дина Язди (ум. 981 г. х. / 1573-1574 г. н.э.) на арабском языке, который является наиболее полным и известным комментарием к Тахзибу. На протяжении долгого времени он являлся одним из важнейших в учебных заведениях Ирана и Южной Азии. К этому труду было написано множество комментариев, среди которых можно выделить комментарии Абд ар-Раззака Лахиджи, Мирзы Мухаммада Али Карачадаги, Муллы Назара Али Гиляни, а также Мирзы Али Резы Таджлы [8]. Комментарий Муллы Абд Аллаха был многократно опубликован. Можно выделить калькуттское издание 1243 г. х., издание опубликованное в Лакхнау в 1877 г. н.э. и тегеранские издания 1268, 1287 и 1323 гг. х. Из современных изданий стоит выделить критическое издание, опубликованное в городе Кум в 1363 г.х.
Мулла Абдаллах Язди написал также другой комментарий к Тахзибу на персидском языке, который упоминает Агабозорг Техрани [9].
- Комментарий на персидском Мухаммада ибн Махмуда Хусейни Шахрастани, который был издан в Лакхнау в 1877 г. н.э. и в Канпуре в 1915 г. н.э.
- Комментарий Махмуда Нейризи Ширази, который был высоко оценён Мансуром Даштаки. Рукопись данного комментария хранится в библиотеке Астан Кудс [10].
- Комментарий на персидском Муллы Абд ар-Раззака Лахиджи (ум. 1051 г.х. / 1662 г. н.э.), рукопись которого хранится в центральной библиотеке Тегеранского университета [10].
Среди других комментариев или примечаний к логической части «Тахзиб ал-Мантик» можно также выделить сочинения следующих литераторов: Ахмад ибн Йахья, более известный как Хайдар Кули-хан Сардар Кабули [11], Амир Низам Абд ал-Хай Джурджани [12], Хейбаталлах Хусейни, более известный как Шах Мир [13].
В Тахзибе также имеется приложение, где уделяется особое внимание четырехчастной форме силлогизма, к которому также были написаны отдельные комментарии [14].
Ат-Тафтазани структурировал богословский раздел «Тахзиб ал-Мантик ва ал-Калам» в шести главах, аналогичных по содержанию шести главам другого труда ат-Тафтазани – «Ал-Макасид». Таким образом, этот раздел можно рассматривать как краткое изложение упомянутого труда, и именно вследствие этого он пользовался бо́льшей популярностью в классических образовательных центрах, где к нему было написано множество комментариев и толкований. Среди них можно выделить комментарий Мухаммад Амина, потомка Муллы Салиха Мазандарани [15], комментарий Хафиза ибн Али ‘Имади под названием «Тухват ал-Лабиб», а также комментарий Бурхан ад-дина Лара Мухаммад-Хусейни Патани под названием «Кисм ал-Калам» [16]. Более поздний комментарий к этой книге под названием «Такриб ал-Марам фи Шарх Тахзиб ал-Калам» был написан Абд ал-Кадиром ибн Мухаммедом Санаджаджи и стал результатом распространения этого труда в Курдистане. Этот комментарий был издан в Булаке (район Каира) в двух томах с примечаниями Мухаммад Васима Курдистани и Фарах Аллаха Заки Курдистани в 1318-1319 гг. х. / 1900-1901 гг. н.э. Персидский перевод этого комментария под названием «Тахзиб ал-Марам» был подготовлен Фахр ад-дином ибн Ахмадом Рудбари и издан в Тегеране в 1381 г. с.х. под редакцией Мухаммад Рауфа Тавакколи.
Литература:
- Агабозорг. «Аз-Зари‘а».
- Библиотека “Астан Кудс Резави”. Каталог.
- Вами Хамадани, Хусейн. Мийан-е фалсафа ва калам (Между философией и каламом). Тегеран: Ма‘ареф, 1365 г. с.х. Часть 3. № 1.
- Центральная библиотека Тегеранского университета. Каталог рукописей.
- Сикат ал-Ислам Табризи, Али. Мират ал-Кутуб / под ред. Мухаммада Али Хаири. Кум, 1380 г. с.х.
- Тафтазани, Мас’уд. Тахзиб ал-Мантик // Зимн ал-Хашийа ‘ала Тахзиб ал-Мантик. Кум, 1363 г. с.х.
- Фарамарз Карамалеки, Ахад. Ал-Ишарат ва ал-Танбихат: Сарагоз-е мантик-е добахши (Ал-Ишарат ва ал-Танбихат: Введение в логику в двух частях). Тегеран: Айине-йе Пужухеш, 1373 г.х. С. 4. № 6.
- Хаджи Халифа. Кашф.
Сара Хаджи Хосейни
