Троицк — один из важных мусульманских центров дореволюционной России. Основан в 1744 г. на восточном склоне Южного Урала как крепость в 591 версте к северо-востоку от Оренбурга на левом возвышенном берегу р. Уя (приток р. Тобола) при устье речки Увельки. Стал уездным городом в 1784 г. с причислением к Уфимскому наместничеству, в состав новообразованной Оренбургской губернии вошёл в 1804 г. Город, расположенный по Сибирскому почтовому тракту и на Сибирском караванном торговом пути, изначально имел целью установление тесных экономических связей со Средним казахским жузом.
В городе сразу же возникли меновой двор (1750 г.) и таможня. На меновой торговле с казахами, а также в торговых операциях с кашгарскими, ташкентскими и бухарскими купцами быстро наживали баснословные прибыли. В этом деле особенно преуспели торговцы из татар, которые как единоверцы казахов и туркестанцев имели перед русскими купцами солидные преимущества. Таково было, например, происхождение миллионного состояния знаменитых троицко-ташкентских купцов-промышленников братьев Яушевых — Габдулвали (1840–1906), Садыка, Мухаммад-Шарифа и Муллагали, прославившихся также меценатством.
Находясь на границе с мусульманским Востоком, Т. довольно быстро обзавёлся и его главными атрибутами. Так, к началу 80-х гг. ХVIII в. в городе на Оренбургской улице была выстроена первая мечеть, которая должна была удовлетворять религиозные потребности местных и особенно приезжих купцов-мусульман. Вскоре по именному указу Екатерины II от 4 сентября 1785 г. при ней за счёт казны построили «татарскую» школу и караван-сарай для привлечения симпатий «азиатов» к русскому государству. В 1828 г. для мечети выстроили новое каменное здание.
Дальнейший рост числа исламских культовых учреждений в Т. был непосредственно связан с увеличением количества горожан из числа мусульман. Перепись 21 августа 1866 г. зафиксировала в нём 2808 мусульман обоего пола (в том числе 1966 татар, 537 казахов, 197 башкир, 53 бухарца, 53 ташкентца и одного хивинца), что составляло 36,5% всех горожан. По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Т. проживало уже 8430 мусульман (7283 татарина, 625 башкир, 19 тептярей и др.). В межпереписной период удельный вес горожан-мусульман понизился на 0,3%, тем не менее Т. занимал по этому показателю на Южном Урале первое место, далеко опережая Оренбург (18,3%) и Уфу (11,9%). К началу 1900-х гг. в Т. численность мусульман достигла 14 718 человек (39,5% всех горожан).
Значительные торговые капиталы, сосредоточенные в руках местных купцов-мусульман, нередко также направлялись на сооружения культовых учреждений. В 1836 г. в городе (в Татарском переулке) появилась Вторая каменная мечеть, а в 1863 г. — Третья, построенная полностью за счёт родоначальника купеческой династии Яушевых, Гайсы Юсуфовича. К концу ХIХ в. число мечетей в городе дошло уже до шести: в 1878 г. вступила в строй Четвёртая, через пять лет — Пятая и в 1894 г. — Шестая (по Базарной ул.). Все они были каменные. Разрешение на строительство последней, Седьмой, мечети в дореволюционном Т. было получено в 1911 г. Через два года она начала действовать.
Богатые приходы Т. привлекали туда в качестве имамов многих высокообразованных лиц из всего округа. Так, новообразованный пятый приход с 1884 г. возглавил известный башкирский ишан Зайнулла Расулев (1833–1917), помощником которого с 1905 г. стал его сын Габдрахман (1881–1950) — будущий уфимский муфтий (в 1936–1950 гг.). С 1876 г. во главе Первой соборной мечети стоял имам-хатиб, а с 1890 г. ахун Ахмедхаджи Рахманкулов (1837–1921). Ещё раньше имамом Третьей мечети стал его родной брат дамулла (выпускник Бухарской мадрасы) Мухаммаджан (1831–1900). В конце ХIХ в. четвёртым приходом заведовал дамулла Хужажан Яруллин (1844–1900), ученик и послушник шайха З.Расулева.
В начале ХХ в. духовными руководителями в третьем приходе стали братья Рахманкуловы — Габдрахман (род. в 1879 г., на должность имам—хатиба утверждён в феврале 1901 г.) и Зияэтдин (род. в 1879 г., на должность имама утверждён в августе 1904 г.), a в четвёртом — Габдулахад Яруллин (род. в 1880 г., утверждён на должность имам—хатиба в июле 1903 г.).
Некоторые прогрессивно настроенные имамы Т. были общественными деятелями всероссийского масштаба. В начале ХХ в. за некоторыми из них, например за Габдрахманом Расулевым, велась непрерывная полицейская слежка. Именно благодаря таким муллам на рубеже ХIХ–ХХ вв. город превратился в один из важных мусульманских культурно-образовательных центров Российского Востока. При каждой из его мечетей существовала одна, а то и несколько школ.
Наибольшую известность из мечетских школ Т. приобрела мадраса Расулийа. Другой известной мусульманской повышенной школой была мадраса Мухаммадийа (заведовал имам Второй соборной мечети Мухаммад Бикмати, родился в 1838 г., на должность утверждён в январе 1867 г.), основанная и субсидированная купцом Муллагали Яушевым, в которой новый метод обучения утвердился в середине 1890-х гг. Она состояла из трёх отделений, за обучение взималась плата в размере 10 руб. в год. После Февральской революции 1917 г. одним из преподавателей Мухаммадийи стал знаменитый татарский педагог Габдулла Буби (1871–1922), который вернулся из эмиграции из Китайского Туркистана.
Огромной популярностью пользовалась также мадраса при Первой соборной мечети (заведовал ахун А.Рахманкулов), которая в начале ХХ в. с 300 шакирдами (по сведениям современников) была даже «образцом» для других мадрас в отношении введения нового метода. Значительную материальную помощь мадрасе оказывал миллионер Габдулвали Яушев. Когда ахун Рахманкулов произвёл реформу своей мадрасы, в 1908–1911 гг. троицкие кадимисты (мусульманские «староверы») трижды (два раза министру внутренних дел и один раз Оренбургскому губернатору) подавали прошение против инициатора школьных нововведений.
Отмеченный современниками высокий уровень интеллектуально-культурного развития жителей Т. был присущ и его мусульманской части. Так, местные татарские купцы активно участвовали в работе Троицкой городской Думы и Управы, нередко задавая в них основной тон. В городе одним из первых в Оренбургском крае возникло Мусульманское благотворительное общество. Его первый Устав утверждён был 5 июня 1898 г. (уставы аналогичных обществ в Казани, Уфе и Оренбурге были зарегистрированы соответственно в 1897, 1898 и 1906 гг.). В дальнейшем общество дважды (в 1909 и 1914 гг.) перерегистрировалось, в последний раз в связи с усилением во внутренней политике царизма антиисламских тенденций, не без труда.
В начале ХХ в. председателями Троицкого Мусульманского благотворительного общества были купцы Яушевы — Мухаммадгали (в 1901–1910 гг.) и участник Второ-го Всероссийского съезда мусульман в 1906 г. в Санкт-Петербурге Муллагали (в 1911–1917 гг.). Членами же его числились такие прогрессивно настроенные деятели, как муллы Третьей и Пятой соборных мечетей Габдрахман Рахманкулов и Габдрахман Расулев, купцы Камал Габдрашитов и Латиф Яушев, Габдулвали Бакиров и др.
Благотворительное общество учредило и содержало несколько школ, а также бесплатную библиотеку-читальню под названием Нажат («Спасение»), которой заведовал купец Латиф Яушев. Успешная просветительская деятельность общества вызывала неприязнь консервативной части горожан-мусульман, которые в 1908–1911 гг. несколько раз ходатайствовали перед властями о его закрытии и высылке наиболее активных его руководителей и членов.
С 1902 г. в городе успешно работали книжное издательство и книжный магазин «Хезмет» («Труд»). Возглавлял их Файзрахман Черкасов, который в 1904 и 1907 гг. осуществил первые публикации стихов знаменитого местного поэта М.Акмуллы (1831–1895). Весной 1911 г. «Хезмет», как и библиотека-читальня Нажат, подверглись полицейскому обыску под надуманным обвинением в содействии пропаганде панисламизма.
Т. отличался также хорошей постановкой русскоязычного образования для мусульман. По официальным данным, на 1 января 1915 г. там работали две мужские и две женские казённые русско-татарские школы, в которых обучалось 245 детей мужского и 78 женского пола. С 1 августа 1877 г. для учащихся всех городских мадрас функционировал русский класс (в 1882 г. 35 учащихся). В 1890/91 учебном году учитель Гарай Кудашев, выпускник Оренбургской татарской учительской школы, обучал там 26 шакирдов. В 1910-х гг. в первой Троицкой русско-татарской женской школе преподавала Мухлиса Бобинская (Буби) — родная сестра знаменитых вятских мударрисов Губайдуллы и Габдуллы Бобинских.
Троицк был одним из центров татаро-язычной и казахской национальной печати. В частности, с 15 июля 1911 г. Хабибрахман Ганиев издавал там иллюстрированный сатирический журнал Акмулла (прекратил существование в январе 1916 г. после 51-го номера), а ахун А.Рахманкулов был редактором газеты Азат миллет, которую с 17 марта 1917 г. издавало мусульманское бюро Т. Казахская двухнедельная газета Айкап («Заря») под редакцией Мухаммада Сиралиева печаталась в 1908–1913 гг. Секретарём редакции был Акрам Галимов (1892–1913), выпускник мадрасы Расулийа. Он был также автором комедии Май месьэлэсе («Проблема масла»), опубликованной в 1913 г. в Т. и поставленной на сцене.
Город также был средоточием национального искусства. Так, в начале ХХ в. во всём тюрко-татарском мире нашло признание творчество певца и гармониста Мирфаиза Бабаджанова (1867–1943), который великолепным голосом исполнял со сцены, в том числе гастролируя, народные песни.
В советское время Т. почти полностью утратил свою восточно-исламскую культуру и превратился в заурядный провинциальный город.
Лит-ра: Р.Фәхретдинов. Асар. Уфа, 2006, 95–97; Г.Баттал. Габделвәли Яушев. Троицк, 1912; Л.Е.Иофа. Города Урала. М., 1951. Ч. 1, 201, 346–347; М.Гафури. Тәрҗемәи хәлем // М.Гафури. Әсәрләр. 4 т. Т. 4. Казан, 1980, 447, 491; О.П.Батурин, И.Е.Козин. Троицк: Путеводитель-справочник. Челябинск, 1981; Фархшатов. Народное образование, 61, 62, 74, 83–85, 87–89; он же. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века. Уфа, 2000, 27, 44, 97, 98, 102; Р.Р.Гайнанов, Р.Ф.Марданов, Ф.Н.Шакуров. Татарская периодическая печать начала ХХ века: Библиографический указатель. Казань, 2000, 189–190; И.Рәми, Р.Даутов. Әдәби сүзлек (Элекке татар әдәбияты hэм мәдәнияте буенча кыскача белешмәләр). Казан, 2001, 10, 32–33, 58, 74–75, 289.
М.Н.Фархшатов