Турк-и Джанди («тюрк из Джанда (область в низовьях Сыр-дарьи)») или хваджа Джанди— бытующее среди коренных жителей Бухары просторечное имя имама шайха Ахмада б. Фадла Абу Насра ал-Джанди (X в.), который был учеником приверженцев известного бухарского суфия Абу Бакра ал-Калабади (ал-Калабази, ум. в 990 или 995 г.). Абу Наср ал-Джанди жил и похоронен в Бухаре, на кладбище, находившемся в южной части города, посреди городских строений. Квартал, примыкавший к кладбищу, назывался его именем — Турк-и Джанди. По опросным данным, шайх считался «святым» (вали), а его могила почиталась как святыня квартала. Проезжавшие мимо этого мазара всадники спешивались.
Некрополь Турк-и Джанди находится на южной окраине Бухары, обозначавшейся в VIII(?)-X вв. терминами рабад (араб.) или шахр-и бирун (перс.-тадж., «внешний город»), а с XVI в. — хисар-и нау или хисар-и джадид (перс.-тадж., «новый город»). Мавзолей Т. Дж. представлял собой небольшое здание (4,25×4,25 м) из обожженного кирпича, декорированное неполивной резной терракотой и располагавшееся среди домов жилого квартала. В начале XI в., с падением династии Саманидов (875-999), Бухара утратила статус столицы, что повлекло за собой сокращение обживаемой части города на окраинах. В это время кладбище постепенно осваивало опустевшую территорию вокруг мазара Т. Дж., первые погребения появились в разрушенных помещениях домовладений. В XIII-ХV вв. к мавзолею была пристроена зийарат-хана, в ней располагался священный колодец. В XVI в. был отстроен архитектурный ансамбль, сохранившийся до наших дней. Монументальным входным порталом он обращен на магистральную дорогу, выводящую к воротам города Намазгах (до XI в. — ворота Ибрахима). По сторонам портала устроены худжры с входами в небольшой двор. На противоположной стороне двора над древним мавзолеем и зийарат-ханой возвышается монументальное двухкамерное здание аналогичного назначения. В резной надписи на двери, установленной во входном портале во время одного из ремонтов, приводятся дата ее изготовления и, вероятно, ремонта ансамбля— 1228/1813 г. и термин, обозначающий назначение построек, — саума̒а — обитель отшельников, суфиев (син.: ханака, завийа, текие/такийа).
К началу XX в. кладбище составляло по площади около 1 га. Со временем толщина слоя некрополя в непосредственной близости от мазара увеличивалась и к первой трети XX в. (когда захоронения на всех древних кладбищах внутри стен Бухары были запрещены) достигла 8 м (10 слоев захоронений). В 70-х гг. XX в. оно было снесено.
Во второй половине XX в. здания ансамбля фрагментарно реставрировались. Более десяти лет назад во дворе был обновлен туг. В гур-хане мавзолея в уровне фундаментов расчищены остатки древнего мавзолея и захоронения, над останками Т. Дж. установлена сагана и рядом — туг. Место поклонения прикрывает занавес — нарда.
Завийа Турк-и Джанди. Вид с севера.
Фото Е.Г.Некрасовой, вторая половина 90-х гг. XX в.
Лит-ра: Насир ад-дин. Тухфат, 13; Му̒ин ал-фукара. Мулла-зада, 38-39; Сухарева. Квартальная община, 92; Е.Некрасова. Историческая топография южной части Бухары (район некрополя Турк-и Джанди) // Материалы научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения доктора исторических наук Б.Д.Кочнева. Самарканд, 2000, 110-113; неопубликованные исследования Б.Кочнева, Е.Некрасовой, С.Инютина.
Б.А.Казаков, Е.Г.Некрасова