УММА — религиозная община. Значение термина У. складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и формирования социального организма, обозначаемого в Коране этим термином. Основные аспекты его значения сложились к концу пребывания Пророка в Мекке (620—622). С помощью термина У. в Коране обозначались людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей. Отдельное сообщество было объединено общей религией, Писанием, отсутствием Писания, ниспосланного в прошлом (в отличие от христиан и иудеев — «людей Писания» — ахл ал-китаб). Оно называлось по имени духовного прародителя, который мог быть и кровным предком и также обозначался термином У. (16:120/121; 11:48/50). Прототипом такого значения является доисламское и раннекораническое употребление слова У. в значении «вера».
В ассоциативном ряду со словом У. находился глагол амма со значением «предшествовать», «быть впереди» (отсюда имам — «пример», «образец для подражания»). Из этого следует, что термин У. содержал в себе представление о духовной преемственности. История человечества в Коране — это последовательная смена одной религиозной общины (У.) другой, все они составляли некогда единую У. людей, объединенных общей религией (У. Ибрахим, миллат Ибрахим).
В мединских сурах термин У. стал обозначать главным образом мединскую общину и ее составляющие — У. мусульман и иудеев. Анализ коранических контекстов и мединского договора показывает, что основой социальной организации мединской У. являлись отношения зависимости/покровительства (вала’ дживар), которые приобрели, в отличие от доисламского, условного, новый, абсолютный характер. Все члены У. были связаны отношениями вала’ дживар (8:72/73), находясь при этом под покровительством «верховного» маула (вали) —Аллаха (3:68/61; 47:11/12). Это явилось развитием доисламских представлений об отношениях между божеством-покровителем племени и членами племени. Покровителем (вали) членов У. стал и сам Мухаммад (4:75/77), являвшийся передатчиком воли Аллаха. Возникновение У. как социальной организации ознаменовало становление структуры отношений господства-подчинения при абсолютном характере верховной власти. Сложение такой социальной структуры, противоречившей господствовавшим длительное время в общественном сознании принципам родоплеменного демократизма, потребовало первоначально сакрализации власти и было обосновано как восстановление искаженных людьми традиций. Этот процесс отразил развитие социально-экономических отношений и идеологических воззрений в оседлой среде Внутренней Аравии на рубеже VI—VII вв.
К концу жизни Мухаммад а в У. было включено практически все население Аравии. После смерти Пророка и прекращения «непосредственного вмешательства» Аллаха в жизнь общины У. ал-ислам стала земным носителем верховного суверенитета. В ходе арабских завоеваний и последующей исламизации покоренных народов термин ал-У. стал обозначать все сообщество мусульман, хотя без артикля мог употребляться и в отношении всего «сообщества немусульман» — населения дар ал-харб.
В течение VII в. произошло отождествление общины мусульман (У. ал-ислам) с местом их обитания (дар ал-ислам) и Халифатом.
При этом сохранялось представление о том, что мусульманин, даже живущий вне пределов Халифата, принадлежит к ал-У. Представления о национальном гражданстве появились в мусульманских странах лишь к концу XIX в. До этого мусульмане различных государств юридически считались членами одной общины мусульман.
Появление и развитие идеологии панисламизма и панарабизма привело к возникновению ключевых для этих концепций понятий У. исламийа (сообщество мусульман), У. ‘арабийа (арабская нация).
Тенденция становления наций в отдельных арабских странах также нашла отражение в употреблении термина У. В трудах египтян, отрицающих панарабизм, зафиксировано выражение У. мисрийа («египетская нация»; ср. ал-Умам ал-Муттахида — Организация Объединенных Наций).
Термин У. продолжает употребляться и для обозначения автономных религиозных общин. Так, в трудах ливанских богословов-маронитов он используется для выделения идеологического аспекта религиозной общности в многоконфессиональном государстве.
Лит-ра: Резван. Исследования. 224—228; Denny. Ummah; он же. Ummah in the Constitution of Medina.—JNES. 1977, 36/1, 39—47; L. Massignon. Umma et ses synonymes: Notion de Communaute sociale en Islam.—REI. 1941—1946, 151—157; A. H. Ibrahim. La Oumma ou la communauté d’une lange à l’autre.— Peuples méditerranéens. P., 1981, 15, 3—21; C. A. O. Niewenhuijze. The Ummah—an Analitic Approach. —StI. 1959, 10, 5—22; H. Kruse. The Development of the Consept of Nationality in Islam.—Studies in Islam. New Delhi, 1965, 2, 7—16; M. Kalby. Ummah: Identité régionale et conflits politico-culturels: cas du Maroc médiéval.—StI. 1983, 58; Y. Oda. The concept of the «Ummah» in the Qur’an: an Elucidation of the basic nature of the Islamic Holy community.—Orient. Tokyo, 1984, 20, 93—108; U. Rubin. The «Constitution of Medina»; some notes.—StI. 1985, 62, 12—18.
Е.А.Резван