ФАДАК — земледельческий оазис в Северном Хиджазе недалеко от Хайбара, в двух-трех днях пути от Медины. В настоящее время не существует. Население Ф. составляли иудеи, которые выращивали зерновые и финиковую пальму. В ранней истории ислама оазис приобрел известность заключенным с мусульманами договором о капитуляции, в котором Мухаммад сформулировал свое частное решение по вопросу о доходах с земель Ф. В 627 г. Мухаммад, получив известие, что население Ф. предложило военную помощь Хайбару, направил туда небольшой отряд во главе с будущим халифом ‘Али. Экспедиция мусульман свелась к простому набегу. В следующем году, после захвата мусульманами Хайбара, иудеи Ф вступили в переговоры с посланцем Мухаммада, Мухаййишей б. Маc’удом ал-Ансари, попросив разрешения покинуть пределы оазиса в обмен на все их имущество. Но по мирному договору с Мухаммадом они смогли остаться в Ф., за ними было признано право собственности на половину земель оазиса, а доходы с другой половины их земель передавались на содержание Мухаммада и его семьи. Пророк распорядился передать эти доходы на общественные нужды (на обеспечение сирот, странников, бедняков, в том числе наибеднейших членов рода хашим), оговорив за собой право в случае необходимости расходовать их на себя, свою семью и родственников.
После кончины Мухаммада его дочь Фатима выступила с притязаниями на доходы с Ф. (равно как и на долю доходов с оазиса Хайбар), заявив, что имеет на них право как наследница своего отца. Халиф Абу Бакр возразил ей, сославшись на хадис Мухаммада, что у него нет наследников и все им оставленное является собственностью общины (садака), предназначенной на благотворительные цели как закат.
Хотя иск Фатимы был отклонен, раздоры спорящих сторон о статусе Ф. не утихали на протяжении более двухсот лет. В шиитской среде возникло мнение, что земли Ф. составляют наследственную собственность семьи Пророка. В зависимости от политической ситуации притязания Алидов то признавались, то отвергались верховной властью.
Перипетии длительной борьбы за Ф. свидетельствуют о достаточно четком различии, которое проводилось в раннем исламе между двумя видами собственности — частной и общественной — с соответствующими им правами и обязанностями.
Лит-ра: Бартольд. Соч., 6, 99, 525; J. Schleifer. Fadak.— EI, 2, 36; L. Veccia Vaglieri. Fadak.—EI, NE, 2, 725—727.
К.А.Бойко