Факири — поэтический псевдоним Исмаила б. Ибрахим-хваджи Шахрисабзи (1910–1980), одного из немногих суфийских шайхов Узбекистана советского периода. Родился в селе Сарасийа Китабского района Кашкадарьинской области, происходил из старинного судейского рода, основатель которого Мирак-шах-хваджа распоряжением ‘Абд ал-‘Азиз-хана II (1645–1680) был назначен судьей (кази) в Балхе; впоследствии представители этого рода на протяжении почти 50 лет занимали в Балхе должности кази и ра’иса. Женщины рода также имели хорошее теологическое образование, большинство из них были отин-ойи. Отец Ф., Ибрахим-хваджа (ум. в 1914 г.), одновременно занимал несколько должностей в Шахрисабзе: имама-хатиба в Соборной мечети, построенной Улуг-беком в 1432–1436 гг., представителя эмирской администрации (урак) города и руководителя (мударрис) мадрасы. После закрытия мадрасы органами советской власти Ф. продолжил образование у своей бабушки — известной в округе отин-ойи. Затем его образованием занялся бывший кази Шахрисабза Файз Аллах (Файд Аллах)-махдум Равнаки Шахрисабзи (ум. в 1978 г.), дядя Ф.
В начале 30-х гг. Ф. стал муридом довольно известного в то время накшбандийского шайха Катта-хваджи Дахбиди, потомка знаменитого накшбандийского шайха Махдум-и А‘зама (ум. в 1542 г.). В середине 30-х гг. Катта-хваджа был выслан из родного Дахбида в Чиракчинский район Кашкадарьинской области; набирать муридов ему было запрещено, однако он продолжал обучать Ф. с помощью письменных наставлений, отправляемых с надежной оказией. Сохранившаяся часть этих писем (в архиве самого Ф.) представляет собой интересные образцы суфийских наставлений (танбих). Одновременно Ф. вел переписку с сыном своего учителя, Мухйи ад-дином-хваджой Дахбиди, а в конце 60-х–70-х гг. — со многими авторитетными ‘улама’ всего региона (среди них домла Хиндустани). В письмах обсуждались догматические вопросы, последовательность совершения некоторых суфийских обрядов, толкование их как обязательных (фард) или добровольных (нафл), но обязательных для членов конкретной суфийской общины.
Сам Ф. придерживался принятой в братстве накшбандийа/муджаддидийа традиции «тихого» зикра (хафи), основу которого составляла концентрация внимания на особых точках (лата’иф, нукталар) тела. Каждая из них (или их сочетание) носила особое название, соответствующее одному из девяти этапов зикра: калб, рух, сирр, хафи, ахфа’, султан, рабита, хафи-йи исбат, муракаба-йи хафи. Концентрация на каждой из этих точек (или их группе) сопровождалась мысленным проговариванием заданное число раз слова Аллах либо формулы «символа веры» (ла-илаха илла-л-Лахи).
Ф. имел небольшое число учеников, которых он посвятил в теоретические проблемы суфизма и обучил ритуальной практике (зикр, таваджжух и т. д.). Однако, насколько известно, никому из своих учеников-муридов он не дал соответствующего документа (иршад-наме или хатт-и иршад), считая, что прерванная в свое время учеба не позволила ему обрести прочную духовную связь (нисбат) в суфийском учении (тарикат) и поэтому он мог лишь обучать и наставлять, но не имел права подготовить себе заместителя (халифа).
Ф. — автор нескольких сочинений (точное количество не установлено) разных жанров. Это сборник (диван) мистических стихов на таджикском и узбекском языках, суфийские трактаты (рисала), посвященные в основном особенностям ритуала в различных локальных братствах или их истории (Рисала-йи тарик-и зикр, Рисала-йи тари- кат-и сулук, Рисала-йи тарикат-и кубравийа и др.). Интересна его реконструкция генеалогического древа его рода, среди знаменитых представителей которого он упоминает Наджм ад-дина-хваджу, который во время Второй мировой войны попал в плен и был назначен (помимо своей воли, как отмечает Ф.) на должность обер-муллы в Туркестанском легионе немецкой армии. К концу войны Наджм ад-дину-хвадже удалось бежать во время одного из боев, но по законам военного времени он был осужден военно-полевым судом Красной Армии на 25 лет ссылки.
Из других сочинений Ф. следует отметить его собственные варианты народных сказаний, передаваемых на женских ритуальных собраниях: Кисса-йи Биби мушкил кушад, Китаб-и (Кисса-йи) Биби Сешанбе. Письменное наследие Ф. пока не изучено.
Последние несколько лет жизни ослепший Ф. жил затворником, лишь изредка принимая участие в собраниях суфийской общины Китабского района по случаю мусульманских праздников (маулуд ан-наби, хатм-и рамадан и т. д.). Он умер в родном селении Сарасийа, где и был похоронен на местном кладбище. Его могила почти сразу стала объектом паломничества для населения округи.
Ныне у потомков Ф. хранится часть его библиотеки — 30 томов рукописей (в основном суфийские сочинения, неполные собрания писем) и литографий (сочинения по фикху, каламу и т. д.).
Б.М.Бабаджанов, Ш.Вахидов