ал-ФА̄Т̣ИМӢЙӮН — Фатимиды, династия шиитских (исма‘илитских) халифов, возводивших свое происхождение к Фатиме, дочери Мухаммада, через Исма‘ила б. Джа‘фара, но истинная генеалогия в период «сокрытых» имамов неясна, даже исма’илитские источники передают ее различно, а суннитские в большинстве случаев вообще отрицают алидское происхождение Ф. В середине X в., когда Ф. начали активную борьбу за влияние на востоке мусульманского мира, у некоторых групп исма‘илитов появилась версия о родстве Ф. с ал-Каддахом, организатором исма‘илитской пропаганды.
В 900 г. исма‘илитский имам ‘Убайдаллах поднял восстание в Сирии, но был разгромлен и через Египет бежал в Тунис, где шла успешная исма‘илитская пропаганда среди берберов. В 909 г. с их помощью был свергнут аглабидский эмир, и в январе 910 г. ‘Убайдаллах торжественно вступил в его столицу, объявив себя махди и халифом. В течение всего правления ал-Махди (909—934) боролся за расширение владений в Северной Африке и дважды (в 913—915 и в 919—921 гг.) пытался овладеть Египтом. Наибольшего территориального распространения государство Ф. достигло при ал-Му‘иззе (953—975), когда было завоевано Марокко, в 969 г.— Египет, а затем Палестина и часть Сирии. В 971 г. ал-Му‘изз переехал в новую египетскую столицу — ал-Кахира (Каир). С этого момента основное внимание Ф. концентрируется на Ближнем Востоке, а Магриб постепенно выходит из-под их власти. Подчинив себе Мекку и Медину, Ф. ставят целью завладеть Багдадом, свергнуть Аббасидов и восстановить единый Халифат под своей властью. Для достижения этой цели в их распоряжении имелась разветвленная сеть пропагандистов (да‘и), возглавлявшихся из Каира специальным центром во главе с верховным да‘и.
Наивысшего успеха Ф. достигают в середине XI в., когда в Йемене (с 1038 г.) утверждается исма‘илитская династия Сулайхидов, признавшая верховную власть Ф., и происходит несколько случаев чтения хутбы с именем Ф. далеко за пределами их владений (например, в 1057 г. в Мосуле и в 1059 г. в Багдаде). Но далее, несмотря на хорошо организованную пропаганду, начинается падение их влияния. Причиной этого кроме появления могущественного соперника в лице Сельджукидов был кризис самой идеологии фатимидского движения: с одной стороны, Ф. в своих владениях не провели в жизнь скрытое (батин) исма‘илитское учение, ограничившись введением правовых норм и догматов, близких учению имамитов, с другой стороны — приход махди не решил социальных проблем, служивших питательной почвой исма‘илитского движения. Поэтому фатимидские теоретики вынуждены были отодвигать осуществление полной победы над неверными и торжества истинного учения на будущее, когда появится ал-ка‘им.
Религиозная политика большинства Ф. была умеренной, исключение составляет период правления ал-Хакима (996—1021). При нем организуется (1005 г.) центр выработки и пропаганды фатимидского фикха (Дар ал-хикма) и одновременно предписывается проклинать первых халифов и асхабов. Наряду с этим были подвергнуты гонениям иноверцы, к которым до того относились терпимо. Психическая болезнь халифа оказалась благодатной почвой для внедрения идей «крайних» исма‘илитов, в том числе основателя учения друзов ад-Дарази, и в 1020 г. ал-Хаким провозгласил себя конечным воплощением божества. Таинственное исчезновение его на следующий год (вероятно, тайное убийство) друзы объясняют мистическим отсутствием (гайб) до дня, когда он явится как махди. Преемники ал-Хакима вернулись к более умеренной религиозной политике.
Государство Ф. отличалось высоким уровнем экономического и культурного развития, контролировало средиземноморско-индийскую торговлю, но интенсивная эксплуатация земледельцев подорвала экономику, истощаемую войнами с Византией и особенно с крестоносцами. Ф. становятся игрушкой в руках невольничьей гвардии; наконец курдский эмир Салах ад-дин, приглашенный одной из враждующих дворцовых группировок, стал хозяином положения в Каире и в сентябре 1171 г. распорядился произнести хутбу с именем аббасидского халифа. Превращение исма‘илитского государства в суннитское произошло совершенно безболезненно и спокойно.
Лит-ра: ал-Кади ан-Ну‘ман. Китаб ифтитах ад-да‘ва. Тахкик Фархат ад-Дашрави. Тунис, 1975; Итти‘аз ал-хунафа’ би ахбар ал-а’имма ал-Фатимийин ал-хулафа’ ли Таки ад-дин Ахмад ‘Али ал-Макризи. Хаккакаху Дж. аш-Шаййал. Каир, 1367/1948; Босворт. Династии, 78—81; Л. А. Семенова. Из истории фатимидского Египта: Очерки и материалы. М., 1974; Хасан Ибрахим. Та’рих ад-даула ал-фатимийа. Каир, 1958; Les commencements du califat Fatimide au Maghreb. Edition critique et analyse du Kitab al-iftitah ad-da‘wa du cadi al-Nu‘man 346 H./957 j.c . par Farhat Dachraoui. Tunis, 1975; O. Leary. A short history of the Fatimid Khalifate. L., 1923; W. Madelung. Das imamat in der fruhen ismailitischen Lehre.— DI. 1961, 37; W. Ivanow. The rise of the Fatimids. L., 1942; M. Canard. Fatimides.—EI, NE, 2, 850—862.
О.Г.Большаков