Фатхабад — мемориально-культовый ансамбль. В XIII в. в местности Фатхабад в 1,5 км от восточных стен Бухары, вблизи Каршинских ворот была основана и до XVIII в. функционировала суфийская обитель (завийа) братства кубравийа (ныне вошла в городскую черту), основанная Сайф ад-дином Бахарзи. Наивысшего расцвета обитель достигла в 1-й четверти XIV в., к этому времени и ранее относятся вакфные документы, составленные от имени самого Бахарзи и его внука Абу-л-Мафахира Йахйи б. Ахмада. По описанию в вакф-наме, она представляла собой квадратную площадь (более 4,5 га), через неё протекал канал д. Фошун, снабжавший водой хауз, две ханаки, одна из них примыкала к мавзолею Бахарзи, уединенные покои (халват-хана), кельи суфийев и одиноких бедняков. Вокруг обители раскинулись сад Нилуфар, виноградники, жилища потомков Бахарзи, домовладения приверженцев кубравийи и др.
Ибн Баттута, посетивший примерно в это же время Бухару, отмечал, что город лежал в развалинах, за исключением немногих мечетей, мадрас и базаров (после последнего разорения Бухары монголами в 1316 г.). Фатхабадская же завийа процветала — она была обширна и владела огромными вакфами. Абу-л-Мафахир Йахйа принял Ибн Баттуту у себя дома, пригласил знать города, и всю ночь чтецы читали Коран прекрасными голосами, пели на тюркском и персидском языках.
До наших дней от огромного ансамбля сохранились два здания, перекрытые куполами. Строительный материал — жжёный кирпич. Мавзолей Бахарзи в 1-й половине XV в. был основательно реконструирован, фундамент его заднего фасада вплотную примкнул к декоративно оформленной платформе-суффе мавзолея Буйан-кули—хана; монументальный портал перестроен в начале XVI в. Это двухкамерное здание, состоящее из зала для поминальных обрядов — зийарат—хана (12,8×12,8 м, высота до зенита купола 22 м) и собственно мавзолея — гур—хана (9,3×9,7 м, высота до зенита купола 16 м), сохранилось. Два яйцевидных купола — большой и малый — оформлены кирпичными выступами-шипами.
Главный восточный фасад акцентирован монументальным порталом (высота 16,5 м), прорезанным в верхней части сквозной аркатурой и глубокой арочной нишей входа, на углах фланкирован башнями (гулдаста).
Главный фасад мавзолея Буйан-кули—хана. Фатхабад, Бухара. Фото 1890 г. (предположительно Д.И.Ермакова)
Поперечная ось здания отмечена снаружи сводчатыми нишами в прямоугольных рамах, имитирующих порталы. В нишах — дверные проходы в зал зийрат—ханы. Интерьер помещения оштукатурен. Над сводом портальной ниши располагается сквозная аркатура (равак). Декор как снаружи, так и изнутри отсутствует. Первоначальная декорация сохранилась в зийарат—хане в уровне конструкций перехода стен к куполу. Здесь располагаются пять ярусов декоративных сталактитовых и ступенчатых «парусов» из ганча (местный гипс, алебастр), маскирующих углы черновой кирпичной кладки. В уровне 16-гранника прорезано 16 сводчатых световых проёмов. Половина из них заложена, в остальных расположены решётки (панджара) из ганча. Интерьер гур—ханы перекрыт арочным сводом, в уровне 16-гранника находятся восемь оконных проёмов, между ними — декоративные сталактиты. Во время археологических исследований гур—ханы Бахарзи в 50–60-х гг. XX в. были расчищены 12 захоронений. Захоронение Бахарзи находилось в центре мавзолея, над ним до 1929 г. стоял великолепный резной деревянный надмогильник с пространной эпитафией и датами его жизни (сейчас находится в экспозиции Музея мемориального ансамбля Баха’ ад-дина Накшбанда). Остальные захоронения (его сыновей Хаванда Джалал ад-дина Мухаммада, Хаванда Мутаххир ад-дина, внука Абу-л-Мафахира Йахйи и сыновей последнего, Хаванда Бурхан ад-дина и Рух ад-дина шайха Дауда и других родственников-мужчин) отмечены мраморными и кирпичными надмогильниками, облицованными глазурованными плитами.
Миниатюрный мавзолей Чингизида Буйан-кули—хана б. Сургаду был возведён, надо полагать, от имени самого хана-дарвиша — «подставного хана» — во время его формального пребывания на престоле на протяжении 10 лет (749/1348-49, убит в 760/1358-59). Здание приподнято на метровой платформе-суффе (выступает от стен мавзолея на 1,8 м, на главном восточном фасаде — 2,4 м), облицованной парным шлифованным кирпичом со вставками бирюзовых глазурованных «бантиков». Мавзолей (11×10 м) фланкирован на углах колоннами небольшого диаметра. Невысокий портал открывается в два помещения: в купольный зал для поминальных обрядов — квадратную зийарат—хану (6,2 м в стороне) и расположенную за ним крошечную усыпальницу — гур—хану (3,2×2 м), в её центре — своеобразный световой фонарь сложной конструкции. В стенах гур—ханы находятся небольшие восьмигранные камеры, за ними вдоль боковых фасадов — узкие коридоры, выводящие на кровлю.
Сплошная облицовка здания (кроме коридоров) резной поливной терракотой и многоцветными изразцами когда-то покрывала весь мавзолей изнутри и снаружи. В кружеве растительного орнамента (глубина резьбы до 3 см) преобладает бирюзово-голубой цвет, уравновешенный фиолетово-чёрным, белым и синим. Значительное место отведено эпиграфике на портале и в интерьере мавзолея. На пиштаке были размещены три ряда надписей, прочитанные по фотографии конца XIX в., и китаба (?), где приведены изречения из Корана и историческая — с посвящением Буйан-кули—хану. В интерьере сохранились фрагменты двух газелей Са‘ади.
На севере Ф. ещё при жизни Бахарзи было основано кладбище Газийан, где хоронили его сподвижников и суфийев. Позднее здесь появился роскошный мавзолей Буйан-кули—хана, а примерно в XVI в. к нему пристроили здание, от которого сохранился лишь склеп с нишами на осях, перекрытый куполом. Постепенно кладбище охватывало мавзолей Бахарзи с запада и юга. Здесь нашли последнее упокоение: великий персидский каллиграф и одарённый поэт Мир-‘Али (ум. в 1544 г.), Мухаммад Тахир Харави ал-Хабушани ал-Бухари (ум. в конце XVI в.), его сын Хваджа Мухаммад ‘Абид (ум. в начале XVII в.) и внук Кади ал-кудат Хваджа Саййид Джалал, Кадий ал-кудат Амир Шихаб ад-дин (ум. 20 июня 1710 г.), муфтий Амир Хабибуллах (ум. в марте 1718 г.) и многие уважаемые люди Бухары.
К XIX в. суфийская обитель в Ф. прекратила своё существование, центр братства кубравийа переместился в сел. Соктари. На его территории этого времени упоминаются два мавзолея, хауз, небольшая мадраса, мечеть, ханака, поминальная мечеть в виде айвана и небольшой минарет. Ф. превратился в место паломничества, в зийарат—хане мавзолея Бахарзи был сооружён небольшой михраб, рядом — деревянный минбар. В этом помещении проходили пятничные службы. Позднее бывшая суфийская обитель оказалась в окружении промышленной зоны пригорода Бухары, рядом к северу была проведена ветка железной дороги, уничтожившая древнее кладбище, в 60-е гг. были разобраны на кирпич все здания, кроме мавзолеев Бахарзи и Буйан-кули—хана. Они также постепенно разрушались, вплоть до обрушения куполов мавзолея Бахарзи, а в куполе и стенах мавзолея Буйан-кули—хана зияли провалы. На протяжении ХХ в. мавзолеи частично укреплялись и реставрировались.
В начале XXI в. здесь были проведены большие по объёму реставрационные и благоустроительные работы, снесена ветка железной дороги, восстановлен минарет XIX в., а вокруг памятников разбит сад. В наши дни в зийарат-хане мавзолея Сайф ад-дина Бахарзи проходят ежедневные и пятничные службы.
Лит-ра: Бухари. Убайдулла-наме, 293–294, 299; ал-Бухари. Тухфат аз-заирин, 9; Путешествия Ибн Баттуты / Пер. с арабского, введение, историко-лингвистический коммент. Н.Ибрагимова, Т.Мухтарова. Таш., 1996, 266–277, 364; Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. Таш., 1958, 72–74; О.Д.Чехович. Бухарские документы XIV в. Таш., 1965, 166, 138 и сл.; М.Дж.Джуракулов, Е.Г.Некрасова, Т.К.Ходжайов. Позднефеодальные некрополи Бухары как исторический источник. Самарканд, 1991, 9–10, 63; Р.Л.Гафурова. Китоби Мулла-заде. Таш., 1992, 71–72; B.Babajanov. Monuments epigraphiques de L’ensemble de Fatḥâbâd à Boukhara // CAC. 1999, n. 7, 197–200; Н.Б.Немцева. Ханака Сайф ад-Дина Бахарзи (К истории архитектурного комплекса). Бухара, 2003, 71–86; Норик. Биобиблиографический словарь, 322–323.
П.В.Башарин,Е.Г.Некрасова