Фитрат (псевд. ‘Абд ар-Ра’уфа Рахим-оглы, 1886–1938) — мусульманский просветитель, публицист, общественно-политический деятель, один из крупнейших теоретиков бухарского джадидизма. Родился в Бухаре в семье торговца и путешественника, хорошо знавшего османскую Турцию, Персию и Кашгар. Начальное образование получил в квартальной школе (мактаб), продолжил — в знаменитой бухарской мадрасе Мир-и ‘Араб. Совершив паломничество в Макку/Мекку (1904 г.), Ф. вернулся в Бухару, где к этому времени появились новометодные школы, и участвовал в создании тайных обществ в поддержку образовательной реформы. Он оказался среди первых бухарских студентов, направленных на учебу в Стамбульский университет, который он посещал до 1913 г. В младотурецком движении Ф. нашел вдохновение для своих новаторских прозаических и поэтических трудов, опубликованных на персидском языке там же, в Стамбуле, в 1910–1912 гг. В них он призывал своих соотечественников к этической революции и общественной модернизации, что позволит им взять в свои руки судьбу своей родины. Вернувшись в Бухару (1913 г.), Ф. стал примером подражания для просвещенной молодежи и одним из лидеров тайной организации младобухарцев, содействовал распространению новометодных школ в Бухарском эмирате. Он участвовал также в зарождении туркестанского театра (1914 г.), сам играл роли в драмах ‘Абд Аллаха Аулани (1878–1934) и Махмуд-хваджи Бихбуди (1875–1919), посвященных мусульманам, павшим в Первой мировой войне в рядах российской армии.
Только после Февральской революции в России организация младобухарцев превратилась в политическую партию, секретарем которой стал Ф. Именно под давлением младобухарцев (и российского политического агентства в Бухаре) бухарский эмир ‘Алим-хан обнародовал в апреле 1917 г. Манифест, в котором он гарантировал основные свободы и обещал скорое установление конституционного правления. Однако, подстрекаемый российскими дипломатами, эмир повел атаку на младобухарцев, вынудив Ф. и его единомышленников искать убежище в Ташкенте. Вслед за провозглашением Туркестанской автономии в Куканде/Коканде (ноябрь 1917 г.) младобухарцы под руководством Ф. готовились к установлению своей власти в Бухаре при поддержке Ф.И.Колесова — председателя ташкентского правительства большевиков и эсеров. Поражение Ф.И.Колесова в марте 1918 г. повлекло за собой преследование джадидистов на всей территории Бухарского эмирата. Часть из них спаслась бегством, другие участвовали в создании Бухарской компартии, в которую в 1919г. вступил и сам Ф.
Находясь в Ташкенте, Ф. активно сотрудничал с дипломатическим представительством Афганистана, официальным переводчиком которого он был в течение двух лет. С конца XIX в. бухарская и туркестанская интеллигенция имела тесные отношения с афганскими просвещенными кругами, оказавшимися у власти в Кабуле в правление короля Аман Аллаха (1919–1929). В условиях относительной политической открытости Ф. сумел официально основать в Ташкенте (зимой 1918/19 г.) культурное общество Чагатай гурунги («Чагатайские беседы»), которое, по существу, проводило политику джадидистов по формированию у туркестанцев современного национального самосознания. Под влиянием реформы письма в Турции Ф. предложил в своем новом журнале Танг («Заря»), основанном в апреле 1920 г., модернизацию среднеазиатского тюркского языка (турки тили) через возвращение к чагатайскому языку и туркестанским наречиям. В то же время под предлогом описания антиколониальной борьбы в Британской Индии Ф. призывал своих соотечественников продолжать модернизацию системы образования по западноевропейской модели и резко критиковал политику Москвы в Средней Азии.
После бомбардировки Бухары М.Фрунзе и образования в ней большевистского правительства Ф. вернулся в свой город. Войдя в правительство (в конце 1920 г.), он в течение двух с половиной лет был главным идеологом Бухарской Народной Советской Республики. Как народный комиссар просвещения, он успел создать несколько современных просветительских учреждений и начать реализацию широкой программы по написанию современной истории бывшего Бухарского эмирата. Однако скоро пришел конец иллюзиям: в июне 1923 г. по решению Политбюро пять членов бухарского правительства, в том числе и Ф., были смещены и сосланы.
В 1924 г. Ф. успел опубликовать историческую драму Абу-л-Файз-хан, в которой метафорически изобличал низкопоклонничество некоторых правителей Средней Азии перед завоевателем XVIII в. — иранским шахом Надиром.
После возвращения в Среднюю Азию Ф. преподавал (с 1927 г.) в Самаркандском высшем педагогическом институте, написал труды по истории литературы и филологии, в которых искал пути возрождения узбекской и таджикской культур через оживление тюркской и персидской литературы Средней Азии. Научные труды Ф. оказали огромное влияние на развитие современных среднеазиатских литератур, особенно в Узбекистане и Таджикистане. В то же время в официальной узбекской печати его постоянно «разоблачали» за «буржуазно-националистические тенденции» и за «идеализацию прошлого». Он еще успел опубликовать с Чулпаном узбекский перевод «Тысячи и одной ночи» (1935 г.), но в апреле 1937 г. был арестован, и следы его затерялись в ГУЛАГе.
Лит-ра: Э.Каримов. Фитрат хаёти ва ижоди хакида// Узбек тили ва адабиёти. Таш., 1990, №3, 26–29 (на узб. яз.); Косимов. Маслакдошлар, 69–156 (на узб. яз.); И.Ганиев. Фитратшунослик. Бухара, 1995 (на узб. яз.); S.A.Dudoignon. La question scolaire à Boukhara et au Turkestan russe, du premier renouveau à la sovétisation (fin du XVIIIe siècle — 1937) // Le r6formisme musulman en Asie Centrale, du premier renouveau à la sovétisation (1788–1937), dir. par S. A. Dudoignon. P., 1996,133–210.
С.А.Дюдуаньон