ФУРӮ‘ ал-ФИКХ— «разветвления» фикха, часть фикха, составляющая исламское позитивное право. Само понятие «разветвления» (фуру‘) впервые зафиксировано в названии сочинения Мухаммада аш-Шайбани Китаб ал-асл фи-л-фуру‘ (более известно как ал-Мабсут). В отличие от основ-«корней» фикха (усул ал-фикх), которые четко сформулировал Мухаммад ал-Шафи‘и, части позитивного права не были разграничены между собой, и один и тот же вопрос мог рассматриваться как принадлежащий к разным разделам. Однако в фикхе выделяется несколько больших тем, объединяющих близкие правовые вопросы: 1) вопросы, относящиеся к вере и ритуалу, как то: молитва, пост, паломничество, очищение и т. п.; 2) вопросы, относящиеся к налогообложению; 3) вопросы, относящиеся к различным договорным обязательствам, как-то: торговые и трудовые соглашения, наем, аренда и др.; 4) вопросы семейно-брачных отношений, завещаний, наследования, родственных обязательств и др.; 5) вопросы о преступлениях и наказаниях за них; 6) вопросы, относящиеся к государственному устройству и управлению государством; 7) вопросы, относящиеся к порядку ведения войн и межгосударственным отношениям; 8) вопросы, относящиеся к делопроизводству и судопроизводству; 9) вопросы, относящиеся к оценке человеческих поступков и помыслов по пяти категориям: обязательные, желательные, нейтральные, нежелательные, запретные.
На практике соотносить каждый правовой случай с одной из названных тем было необязательно, ибо каждый из них может рассматриваться сразу в нескольких аспектах. Но эти темы отражают ту специализацию правовых знаний, которая сложилась традиционно в соответствии с требованиями жизни.
Лит-ра: Абу-л-Вафa’ ал-Афгани ал-мусаххих. Мукаддима.— Аш-Шайбани. Ал-Асл, 1, 3—21; J. Schacht. Fikh.— EI, 2, 882.
А.С.Боголюбов