Х̣АК̣К̣ («подлинный», «истинный»; «истина») — термин, которым обозначалось соответствие действительности высказыванию, мысли о ней, тогда как соответствие высказывания, мысли действительности обозначалось термином сидк. Два эти термина, однако, часто использовались как синонимы, но, обозначая одинаково «истинность», различались по сферам приложения: термин X, применяли для характеристики убеждения (‘акида), религии (дин) или доктрины (мазхаб), и в качестве антонима его выступало слово батил. Термин сидк использовался при характеристике суждения (хукм), высказывания (каул), и в качестве его антонима выступало слово кизб. Термины X. и батил применяли при характеристике убеждений, относившихся к догматической части ислама (му‘такадат), тогда как при характеристике суждений, относившихся к практической его части (муджтахадат), использовались термины хата’ и саваб. С определенным артиклем ал-слово X. обозначало Аллаха, причем суфии считали его «именем» (исм), относящимся к сущности (зат) бога, а «именем», приложимым к его атрибутам (сифат), считали слово хакика. В суфизме Ибн ‘Араби и его последователей термин ал-Х. в смысле абсолютного единства бытия (бога) соотносился с термином ал-халк, обозначавшим тварный мир, мир множественности.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев