Х̣А̄Л (мн. ч. ах̣ва̄л; или х̣а̄ла, мн. ч. х̣а̄ла̄т) — состояние вещи, человека, бога и т. д. В Коране в данном значении не употребляется. Басрийские грамматисты определяли X. как состояние субъекта высказывания, выраженное именной формой в винительном падеже (например, кама Зайдун дахикан — «Зайд встал смеясь»). Часть басрийских му‘тазилитов под влиянием грамматических учений стали использовать X. как синоним термина сифа (свойство, атрибут). Так, Абу Хашим ал-Джубба’и рассматривал X. в качестве характеристики данной сущности (субъекта) в данный момент. Согласно ал-Джубба’и, X. не обладает реальным, самостоятельным бытием и в этом смысле приближается к понятию акциденции. В то же время и сама сущность становится объектом познания и суждения только в своих состояниях. По мнению Р. Франка, употребление ал-Джубба’и термина X. вместо общепринятого сифа знаменовало, попытку порвать с традицией трактовки атрибутов как реально существующих вещей.
В суфийской «психологии» X.— состояние, посещающее мистика «на пути» к богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутой им в познании божества (ма‘рифа) и в аскетической практике (му‘амалат). Ахвал противостоят макамат или маназил — «стоянкам» на мистическом пути, достижение которых требует от суфия постоянного самосовершенствования, самоконтроля и неукоснительного соблюдения правил и ограничений, характерных для данной «стоянки».
Родоначальниками «науки о стоянках и состояниях» традиционно считают Зу-н-Нуна ал-Мисри (ум. в 860-61 г.) и ал-Мухасиби (ум. в 857 г.). Однако, как показали недавние исследования П. Нвийи, классификацию «стоянок и состояний» можно найти уже в сочинениях Шакика ал-Балхи (ум. в 810 г.), который, впрочем, предпочитал называть их «ступенями» (маназил). Этот суфий не делал различий между «ступенями», которые мистик приобретает в процессе аскетической практики и самосовершенствования (макасиб), и собственно состояниями, даруемыми богом (мавахиб). Для него достижение той или иной «ступени» есть результат взаимодействия человеческой воли и божественной милости, которая как бы «озаряет» высшим светом богоугодные дела суфия. Основными «ступенями» на пути к богу ал-Балхи считал: воздержание (зухд), страх (хауф), желание рая (шаук ила-л-джанна), любовь к богу (махабба ли-л-ллах)
Зу-н-Нун, ал-Харраз (ум. в 899 г.) и ан-Нури (ум. в 907 г.) трактовали X. Как результат мгновенного озарения, экстатическое переживание мистиком того или иного аспекта близости и причастности к божественному бытию. Они, и, их последователи достаточно четко отделяли «состояния» от «стоянок» и подробно описывали как те, так и другие.
В классическом суфийском сочинении ас-Сарраджа (ум. в 988 г.) перечислены 10 «состояний»: «самоконтроль» (муракаба), «близость» (курб), «любовь» (махабба), «страх» (хауф), «надежда» (раджа’), «страсть» (шаук), «дружество» (унс), «успокоение» (итма’нина), «созерцание» (мушахада), «уверенность» (йакин). Часто одно состояние «вытесняется», или «отрицается», последующим. Подобные ахвал образуют пары, например, «тягость / легкость» (кабд/баст), «трепет /дружество» (хайба / унс), «трезвость / опьянение» (сахв/сукр) и т. п. В некоторых случаях члены пар не просто отрицают, но и дополняют при этом друг друга. Так, «самоуничтожение» ведет к «пребыванию в боге» (фана’/бака’), «отрешение от этого мира» — к «приобщению божественных тайн» (гайба/худур).
Пока суфий находится «на пути» к богу, его «состояния» характеризуются неустойчивостью (талвин). Достигнув цели, он обретает «стабильность» (тамкин), «укрепляется» (тамаккана) в высшем X. Разновидностью X. считали вакт— момент, когда суфий живет лишь настоящим, отрешившись от всяких помыслов о прошлом и о будущем, сосредоточившись исключительно на боге. Если X. нисходит на вакт, он украшает его, «подобно тому как дух украшает тело» (ал-Худжвири). Некоторые суфийские авторы (ал-Мухасиби, ал-Кашани и др.) утверждали, что при благоприятных условиях X. может «укрепиться» и превратиться в макам. Против этого положения, выразив мнение большинства суфиев, выступал ал-Худжвири. Он же давал следующую иерархию «стоянок и состояний»: макам—вакт—X.—тамкин.
В гносеологии ал-Газали, Ибн ‘Араби и других позднесуфийских мыслителей X. выступает как способ сверхчувственного познания, присущий лишь истинным «гностикам» (‘арифун). С помощью ахвал, нисходящих на сердца их обладателей (арбаб ал-ахвал), последние познают тайны бытия, скрытые от обычного рационального знания (назар). Причиной X. Ибн ‘Араби полагал просветляющее явление божественного Абсолюта (таджалли), которое посещает сердце мистика. Для ал-Газали и Ибн ‘Араби «состояния» и «стоянки» суть «стадии» (дараджат) «гносиса», на каждой из которых мистик постигает какую-либо сторону божественной Реальности (ал-хакк), одновременно трансцендентной и имманентной миру. Согласно учению Ибн ‘Араби о суфийской иерархии (см. вали), каждое «состояние» (как, впрочем, и «стоянка») имеет своего кутба— мистика, добившегося совершенства в знании, присущем данному X.
Лит-ра: ас-Саррадж. Ал-Лума‘, 41—72;. ал-Калабази. Ат-Та‘арруф, 58—61, 64—109; al-Hujwiri. Kashf, 180—183, 370—371; ал-Кушайри. Ар-Рисала, 41—55; ал-Газали. Ихйа’, 3, 18 и сл.; Ибн ‘Араби. Ал-Футухат, 1, гл. 19, 4, 76 и сл.; Massignon. Passion, 2, 554—557; он же. Essai, Index; Nwyia. Exegese, Index; Nasr. Sufi Essays, 68—83; Böwering. Mystical Vision, Index; R. Frank. Beings and their Attributes. N.Y., 1978, 20—22; L. Gardet. Hal.— EI, NE, 3, 83—85; R. M. Frank. Hal.—El, NE, Suppl., 343 — 348.
А.Д.Кныш