Х̣АМА̄’ИЛ — амулеты, талисманы. Синонимы хурз (мн. ч. ахраз), хамайа, хафиз, ‘уза, ма‘аза, нусха, тилсам или тиласм (из греч.) и др. Богословы всегда осуждали употребление X., но среди народа оно широко распространено; X. изготовляли обычно дарвиши и знахари. X. представляют собой листок или книжечку из нескольких листков с текстом, знаками и рисунками; в качестве X. использовались и небольшие предметы, случайно найденные (ракушки, камни, кости) или специально сделанные, иногда драгоценные; предметы часто снабжались или сопровождались надписями и изображениями. Помещали X. в медальоны, коробочки, кошельки или зашивали в мешочки из кожи, ткани и т. п.; их размеры и формы разнообразны. На амулетах и талисманах писали эпитеты (99 «прекрасных имен») Аллаха, имена ангелов (Мика’ил, Джабра’ил, ‘Азра’ил, Исрафил; парные и необычно звучащие: Кайтар—Майтар, Талих—Илих, Кинташ—Йакинташ, Харут—Марут), «семи спящих» и айаты из Корана (особенно сура 1; 2:255/256; 9:129/130; сура 113; отрывки из суры 36), астрологические символы (знаки зодиака), каббалистические письмена (кружочки, колечки, орнаменты, искаженные буквы еврейского и других алфавитов в сопровождении маленьких «лун» и «корон»). Изображали магические квадраты из 9 или 16 частей, заполняемых буквами или цифрами, фигурные сочетания из линий и точек, человеческую руку, шестиконечную звезду (как знак Соломона, «великого чародея»), весьма редко — фигурки ангелов, людей и животных. На арабском языке существует немало средневековых сочинений (переводов с греческого или принадлежащих мусульманским авторам), в которых описываются магические свойства талисманов и амулетов, способных якобы защитить от дурного глаза, змей, скорпионов, стихийных бедствий и т. д. Мусульманские оккультные представления и используемые как X. предметы восходят по большей части к гностическим и талмудическим источникам, к домусульманским локальным традициям разных народов. Изобретение и способы изготовления талисманов и амулетов связываются с именами Адама, царя Соломона, Балинаса Мудрого (Балинас ал-Хаким) и Гермеса Трисмегиста (Джирмис ал-Мусаллис). См. сихр.
Лит-ра: М. Ullmann. Die Natur und Geheimunssenschaften im Islam. Leiden, 1972 (Handbuch der Orientalistik. Erste Abteilung. Ergänzugsband 6, 2. Abschnitt), 135—426; B. Carra de Vaux. Hama’il.— El, 2, 258—259; Z. Ruska. Tilsam.— Там же, 4, 830.
А.Б.Халидов