Х̣АНӢФ — благочестивый человек, исповедующий правильное единобожие. Согласно мусульманскому преданию, этим термином в доисламской Аравии называли людей, отвергавших поклонение племенным идолам, аскетов, соблюдавших ритуальную чистоту, веривших в единого бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям. Неопределенный монотеизм этих людей послужил одним из аравийских источников ислама.
В Коране X. назван Ибрахим, чью религию, истинный монотеизм, якобы возродил Мухаммад. X. противопоставляется и язычникам-многобожникам, и искаженному единобожию иудеев и христиан: об Ибрахиме специально сказано, что он не иудей и не христианин. Слово X. появляется в Коране в мединский период как синоним термина муслим, об Ибрахиме так и сказано — ханиф муслим. Согласно чтению Ибн Мас‘уда, в Коране даже существовал термин ханифийа, в других вариантах текста замененный термином ислам (например, в 3:19/17).
С VIII—IX вв. в мусульманской литературе X. часто означает «мусульманин»; распространено обозначение ислама как ханифской религии. Термин был популярен в среде суфиев, часто называвших себя X. Так же называли мусульман христианские арабские авторы. В исторической литературе XII—XIII вв. X. называют языческих предков, сочиняют легенды о принятии ими ханифийа (например, о предках Сельджуков).
Лит-ра: Лисан ал-‘араб, 10, 403—404; Тадж ал-‘арус, 5, 77—78; К. С. Кашталева. О термине «ханиф» в Коране. — ДАН-В. 1928, 157—162; Н. Я. Марр. Арабский термин «ханиф» в палеонтологическом освещении. — ИАН СССР. 1929, 7/2; N. A. Faris, Н. W. Glidden. The development of meaning of the Koranic Hanif.—JPalOS. 1939—1940, 19. 1 — 13; Paret. Kommentar, 32—34; W.M. Watt. Hanif.—El, NE, 3, 165—166.
M.Б.Пиотровский