Х̣АРӢМ («запретное») — 1. Неотчуждаемые земли вокруг почитаемых мест, общественных зданий и сооружений, мест общественного пользования: у каналов, мостов, колодцев и т. д. X. нельзя обрабатывать и застраивать, чтобы не помешать пользованию объектами, к которым этот X. относится. Статус X. заимствован из доисламских правопредставлений. Примерные нормы X. приводят Йахйа б. Адам, Кудама б. Джа‘фар и др. Однако на практике границы X. определялись в зависимости от самого объекта, его расположения, условий его использования и местных обычаев. За соблюдением норм X. обязаны следить местные власти. Нарушение границ X. считается захватом (гасб) и наказывается. В настоящее время институт X. существует везде, где действуют нормы шари‘ата, а также как народный обычай.
2. Гарем, жилище, в которое не допускаются посторонние, обычно это жилые помещения, занятые женщинами и малолетними детьми, на которых распространяются права и обязанности хозяина дома, т. е. его мать, жены, дочери, опекаемые родственницы, невольницы, а также женская прислуга. Безусловное право входить в X. имеет только сам хозяин. Вторжение в X. считается тяжелым правонарушением. Если возникает необходимость для постороннего мужчины войти в X., например, для врача, то все, не имеющие отношения к этому визиту, удаляются из помещения, а если для торговли или по поручению, то женщины должны быть закрыты, как при выходе на улицу. Если в X. приглашаются чтецы Корана, преподаватели или музыканты, то предпочтение отдается слепым. Если же они зрячие, то их слушают из-за ширмы или решетчатой перегородки.
Размеры X. и его обстановка зависят от социального и имущественного положения главы семьи. В бедной семье X. может занимать весь дом, кроме передней комнаты, куда заходят гости. В богатой же для X. отводятся обширные покои или даже отдельные особняки и дворцы с садами. Исламская этика требует предоставлять каждой из четырех дозволенных жен отдельное жилье и прислугу, чтобы жены не сталкивались друг с другом. Поэтому X. богатого человека мог состоять из нескольких не связанных между собой помещений. Невольницы же размещались так, как находил нужным их господин.
По обычаю, главной женщиной в X. была мать главы семьи, и только он мог оспаривать ее распоряжения. Мальчики могли находиться в X. при матерях, пока нуждались в женском, уходе, т. е. приблизительно до 8 лет. В средние века для охраны и обслуживания в X. держали рабов-евнухов, а в качестве рассыльных и для мелких услуг — мальчиков 8—10 лет.
Огромные X. с десятками невольниц и сотнями служанок были во все времена редким явлением, и приводимые обычно свидетельства—это чаще всего передача чьего-либо рассказа, а не собственных наблюдений. В настоящее время X. зачастую обозначает лишь закрытые для посторонних помещения в доме, а иногда является синонимом слова «семья».
Лит-ра: Кудама б. Джа‘фар. Ал-Харадж, 63—64, 95—96; Йахйа б. Адам. Ал-Харадж, 72—74; Hughes. Dictionary, 163—167.
А.С.Боголюбов