Х̣ИСБА — контроль за соблюдением норм шариата, осуществляемый по велению совести или по долгу службы; лицо, его осуществляющее, называется мухтасиб. Первые упоминания относятся ко времени халифа ‘Али, но вместо термина X. первоначально употреблялась формулировка амр би-л-ма‘руф ва нахй ‘ан ал-мункар («повеление благого и запрещение предосудительного»), которая позже использовалась для пояснения этого термина.
Х. рассматривается либо в общих этико-правовых сочинениях как один из разделов мусульманской этики (например, в ал-Ахкам ас-султанийа ал-Маварди, Йхйа’ ‘улум ад-дин ал-Газали), либо в практических наставлениях мухтасибам, где основное внимание уделяется контролю за ремеслом и торговлей (самое раннее Ахкам ас-сук Иахйи б. ‘Умара—вторая половина IX в., но термин X. в нем отсутствует), наиболее важные из них: Китаб фи адаб ал-хисба ас-Сакати (Андалус, ок. 1000 г.), Нихайат ар-рутба фи талаб ал-хисба аш-Шайзари (Сирия, конец XII в.) и одноименная расширенная переработка этого сочинения Ибн Бассамом (Египет, конец XIII в.), Ма‘алим ал-курба Ибн Ухуввы (Египет, начало XIV в.).
Трактаты по X., происходящие из бывших римско-византийских провинций, в отличие от остальных имеют характер практических наставлений и содержат много сведений по экономической истории (видимо, это объясняется традицией, идущей от наставлений агораномам); сочинения подобного рода из Средней Азии и Ирана отсутствуют.
Лит-ра: М. Gaudefroy-Demombynes. Sur quelques ouvrages de hisba.— JA. 1938, 230; Cl. Cahen, M. Talbi, R, Mantran, A. K. S. Lambton. A. S. Barmee Ansari. Hisba.— EI, NÉ, 3, 503—510.
О.Г.Большаков