Х̣УКМ («мудрость», «проявление мудрости») — ряд понятий, в основе которых лежит представление о мудром суждении и авторитетном указании: 1) кораническое X, — «мудрость божья» — предполагает «высший разум», «божественный приговор» и в этом смысле распространяется на указания в канонических текстах, приобретающие тем самым характер обязательных, которые могут быть основой для выведения правовых решений; 2) X. — «установление» или «указание», исходящее от лица, облеченного доверием или властью, обязательные для подчиняющихся ему; 3) X. — решение по правовому вопросу, разработанное как логическое заключение на основании правовых источников или свободного суждения, которое в этом смысле может также называться ал-Х. ал-иджтихади; 4) X. — «суждение», часть логической фигуры в общей формуле суждения по аналогии (ал-кийас), как, например, во фразе «вино запрещено из-за опьяняющего свойства», где «вино» является предметом суждения, «опьяняющее свойство» — причиной суждения, а «запрещено»— самим суждением (X.); 5) X. — «разряд», «степень» в правовой литературе при фиксации возрастания или убывания какого-либо качества; например, шариатские «пять степеней» (ал-ахкам ал-хамса) — шкала оценки человеческих поступков с позиции их допустимости: обязательные (фард, ваджиб), рекомендуемые и одобряемые (сунна, мандуб, мустахабб), общедозволенные и нейтральные (мубах, джа’из.), порицаемые (макрух) и запретные (харам, мазхур); 6) X.— «общее правило» или «установление» — термин, широко употребляемый в научной литературе, например «Правила правления» (ал-Ахкам ас-султанийа).
Лит-ра: ал-Маварди. Ал-Ахкам, 1— 3; ал-Хаким. Ал-Усул, 321; А.-М. Goichon. Hukm.— EL, NE, 3, 549.
А. С. Боголюбов