Х̱АЙБАР— оазис к северу от Медины, существовал еще в VI в. до н. э. В VII в. и. э. X. располагался в нескольких плодородных долинах, богатых водой, финиковыми рощами и полями. Население его составляли земледельцы-иудеи и обращенные в иудаизм арабы. Мухаммад во главе отряда (ок. 1,5 тыс. чел.) выступил против жителей X., враждебных ему. После полуторамесячной осады и ухода союзников X. из племени гатафан оазис был захвачен.
В договоре о капитуляции, заключенном с местными жителями, X. рассматривался мусульманами как военная добыча (ганима), ибо был подчинен силой (‘анватан). Пятая часть земель оазиса отошла в пользу Мухаммада (как главы военной экспедиции) и его семьи. Остальная земля была распределена между воинами — участниками захвата; обрабатывать ее должно было местное население, отчисляя половину урожая мусульманам.
Источники дают разноречивые сведения о самом способе этого раздела. Договор с юридической точки зрения имел слабые стороны, ибо не определял статуса иудеев-земледельцев, не разъяснял, остаются ли они собственниками земель, которые должны были возделывать, или нет. Мусульманские правоведы более позднего времени, рассматривая этот договор, пришли к выводу, что Мухаммад сохранил земли X, за его жителями на основании соглашения типа музара‘а (т. е. на основании превращения их в арендаторов-издольщиков).
После смерти Пророка его дочь Фатима выступила с притязаниями на долю отца с урожая X., которая, по ее утверждению, должна принадлежать ей как наследнице. Халиф Абу Бакр отказался удовлетворить ее требования, сославшись на хадис Мухаммада о том, что у него нет наследников и все им оставленное является собственностью общины (садака), предназначенной на благотворительные цели как закат. Слова Фатимы о том, что доля подарена ей отцом, халиф расценил как недостаточное доказательство, хотя и признал, что семье Пророка следует обеспечить ренту из доходов X.
В 641 г. халиф ‘Умар объявил в Медине о переселении иудеев из оазисов Северного Хиджаза в Сирию. Мера ‘Умара коснулась и хайбарцев, которые покинули оазис, не получив никакого возмещения. Этот факт подтверждает, что земледельцы X. рассматривались мусульманами как лица, пользующиеся чужим имуществом и не получающие в случае нарушения договора с ними никакой компенсации.
Переселение иудеев ‘Умар обосновал словами Мухаммада (сказанными им будто бы незадолго до смерти) о несовместимости двух религий — ислама и иудаизма — на территории Аравийского полуострова. ‘Умар произвел новый раздел земель оазиса, предоставив право собственности на них мусульманским воинам, участникам захвата, или их. наследникам, которые до того довольствовались долей урожая с половины земель оазиса.
Военный успех в X. в значительной мере способствовал дальнейшим успехам Мухаммада, а определение статуса его земель стало одним из главных прецедентов для решения многих правовых вопросов, в частности для юридического оформления земельных отношений в Халифате и определения статуса иноверцев.
Лит-ра: A. Grohmann. Khaibar.— EI, 2, 931—933; L. Veccia Vaglieri. Khaybar.— EI, NE, 4, 1169—1174.
К. А. Бойко