Х̱А̄КСА̄Р— суфийское братство, выделившееся в самостоятельную ветвь, видимо, из джалалийа-сухравардийа (основано в Северной Индии саййидом Джалал ад-дином Хусайни в середине XIV в.) на рубеже XVIII в. и вобравшее в себя ряд групп и общин братств хайдарийа (мирхайдарийа) и каландарийа, а также последователей различных ветвей ни‘маталлахийа. Шиитское (имамиты) братство, действовавшее среди простого народа, возводит свою духовную силсила (чихилтанан) к ‘Али б. Аби Талибу и Мухаммаду через некоего Султан-Махмуда Патили (Салман ал-Фариси?), согласно традиции X.— ученика Мухаммада. Ранняя история X. весьма туманна, т. к. в братстве не было литературной традиции. Дошедшие до нас немногочисленные рукописные руководства и наставления объединены в сборник катехизисного типа Рисала-йи тарика-йи факр-и хаксар. В них упомянуты в качестве основателей отдельных ветвей X. Каландар Лал Шахбаз (ум. в Синде в середине XIII в.), Кутб ад-дин Хайдар (ум. в 1221 г.), Хаджжи Бекташ Вали (1208— 1270), саййид Джалал ад-дин Хайдар Бухари Сурх (1199—1291), известный в традиции X. как Пир-Шир-Мир и Шир-шах, шайх Гандж-и Шакар (1175—1265), саййид Джалал ад-дин Хусайни (1308—138-4) — основатель братства джалалийа в Индии, Султан Мир Хайдар Туни (ум. в 1427 г.).
Это дает основание предположить, что X. первоначально было механическим объединением представителей вышеупомянутых групп, общин и ветвей. К началу XIX в. оно распалось на две полусамостоятельные ветви — гулам-‘али-шахи и ма‘сум-‘али-шахи, которые активно действовали при Каджарах в Иране, имея главными центрами обители в Тегеране, Мешхеде и Ширазе. Несогласие с реформами Реза-шаха Пехлеви (1925—1941) и поддержка хайдарийа вызвали гонения властей. Число последователей резко сократилось, и братство ограничило свою деятельность стенами обителей. 46-м звеном (кутб) силсила X. был Мутаххар ‘Али-шах (Хаджж ‘Али-Мухаммад б. Карам ‘Али-хан, 1882—1982) — представитель линии гулам-‘али-шахи, ученик и преемник (с 1936 г.) Бахар ‘Али-шаха (ум. в Неджефе в 1937 г.). Численность X. (по разным оценкам) определяется в 2—5 тыс. Обители: Тегеран (две), Бихшахр, Бирдженд, Бурджирд, Исфахан, Йезд, Лахиджан, Мешхед (две), Решт, Шираз, Энзели; центральные в Тегеране и Мешхеде. X. функционирует главным образом в Иране, прежде небольшие общины были в Афганистане и Турции, в настоящее время имеется община в Ираке (обители в Неджефе и Эль-Казимайне).
Учение X. чрезвычайно эклектично, в нем четко прослеживаются напластования взглядов тех братств и их ветвей, которые рассматриваются X. как его предшественники. X. не создало какой-либо самостоятельной теоретической доктрины.
«Путь» состоит из четырех этапов, на нем 20 или 44 стоянки (макам), из которых называются обычно только 14, а также 12 состояний-опьянений (пийала), которые должен испытать талиб-дарвиш. Дарвиш X. должен идти путем братства, т. е. довольствоваться малым, делиться со всеми своим достоянием, всегда хранить память о своем наставнике и поминать его в ежедневной молитве (ср. чиштийа), брить голову, усы, брови и бороду (признавалось далеко не всеми). В течение жизни дарвиш X. стремится к тому, чтобы проделать четыре путешествия (сафар): а) от людей к богу; б) от бога и людей к богу, а затем от бога к богу; в) с богом в боге; г) с богом среди людей.
Иерархия X. Кутб — глава братства, как правило назначаемый, не наследственный. Пир-и иршад — член X., получивший инвеституру от кутба на право руководства полноправными членами братства: глава обители. Он же может иметь звание халифа—заместитель кутба братства в данной местности или обители. Пир-и далил— шайх-наставник и руководитель неофита во время новитата, посредник между муридом и пир-и иршад. Халифа — заместитель, помощник главы обители. Дарвиш — полноправный член братства, прошедший инициацию и посвящение. Мурид — член братства, проходящий период новитата. Талиб— ассоциированный член братства, выражающий желание вступить в X.
Согласно традиции X., мурид по своему складу должен отвечать 20 условиям, а муршид и пир-и далил — 41. Инициация проходит в два этапа (лисан и пийала), промежутки между которыми не более 40 дней (иногда весь ритуал — в течение одного дня).
Дарвиши X. обязаны носить лунг (особая набедренная повязка из белой ткани), войлочную красную шапку-колпак (тадж) из 5 или 12 клиньев, накидку из бараньей шкуры, быть подпоясанными поясом (камар) и облаченными в белую хирку. Эмблема X.: перпендикулярно скрещенные топорики лезвиями в стороны на фоне дарвишского колпака с буквой «джим» (т. е. джалалийа, Джалал ад-дин Хайдар), топорики соединены четками, образующими незамкнутый круг. Самоназвание братства – тарика-йи ‘алавийа-йи хаксар-и хусайни-йи джалали.
Лит-ра: Рисала-йи тарика-йи факр-и хаксар. Рук. ЛО ИВАН, В 2296, 1б—17б, 26а—79а; Бустан ас-сийаха, 122—123; Хазинат, 2, 35—38; Ма‘сум-‘Али-шах. Тара’ик, 2, 139; Петрушевский. Ислам, 346; Бертельс. Суфизм, 441—444; Ахмад Иктадари. Хаджж Мутаххар ‘Али-шах-и Хаксар.— Айанде. Тегеран, 1983, 9/3—4, 280—281; Нур ад-дин Мударриси Чахардахуми. Каванин-и хаксар.— Рахнама-йи китаб. Тегеран, 1970, 12/11 —12, 689; Gramlich. Derwischorden, 1, 70—88, 90—92, 2—3, Inhalt; A. S. Bazmee-Ansari. Jalaliyya.— EI, NE, 2, 392.
О. Ф. Акимушкин