Х̱ИРК̣А (от глагола х̱арак̣а — «разрывать», «делать прорехи») — дырявый или залатанный плащ, рубище, одежда-символ, указывающая, что облаченный в нее вступил на мистический путь, а также показатель обета бедности, данного суфием; часто шилась из отдельных кусков (муракка‘а) ткани. Практика ношения X. зафиксирована в VllI в. Обычай был заимствован мусульманскими аскетами у восточнохристианских подвижников. Правда, не все суфии соглашались с этой практикой, видя в ней «показную нескромность» и «стремление выделиться из среды прочих людей».
В Коране слово хирка не встречается. Однако ранние суфии, аллегорически толкуя суру 7:26/25, понимали X. как «одеяние богобоязненности», внутренней и внешней. Акт облачения в X. имел два значения: 1) посвящение прошедшего испытательный срок ученика (мурид) в братство мистиков как полноправного члена; 2) передача ученику его наставником (муршид, пир, шайх) благословения Пророка путем раскрытия ему содержания тайной молитвы (вирд) братства после принесения им клятвы в верности (‘ахд) наставнику, основателю братства и Пророку; тем самым связь вновь обращенного со своим шайхом и братством приобретала эзотерический характер. X. следовало носить в течение всей жизни. В зависимости от времени, места и традиций братства испытательный срок, предшествовавший облачению, длился от сорока дней до трех лет.
Учитывая практику мистического пути, когда «озарение» нисходило на отдельных лиц, шедших по пути без руководства духовного наставника, теоретики суфизма ввели понятие ал-хирка ал-хидрийа (перс. хирка-йи хизрийа), подразумевая под этим духовное руководство и наставничество со стороны некоего таинственного персонажа— ал-Хадира (перс. Хизра), мудрость которого выше пророческой. Дальнейшая разработка и детализация акта посвящения привела к появлению нескольких видов X. как символов разной степени инициации и инвеституры, принятых, кстати, не во всех братствах: хиркат ал-ирада, или хиркат ал-асл (рубище добровольное, или основное),— испрашивающий ее у шайха полностью осознает обязательства, которые налагает на него данное посвящение, — полное подчинение правилам пути; хиркат ат-табаррук, или хиркат ат-ташаббух (рубище снискания благословения, или рубище уподобления), — шайх вручает ее тем, кого он считает полезным вести по мистическому пути (при этом не следует посвящать их полностью в значение этого акта), в данную X. облачают тотчас же по вступлении на путь, тогда как в хиркат ал-ирада—лишь после окончания духовного руководства со стороны шайха; хиркат ат-тарбийа, или хиркат ал-хидайа (рубище наставничества, воспитания и руководства), — шайх вручает ее тому, кто, по его мнению, не только может обучать учеников и раскрывать им смысл прочитанного, но и постоянно готовит неофитов к трудностям Пути и «объезжает их души»; хиркат ас-сухба (рубище товарищества) — ее получает мурид, ставший полноправным членом братства, как символ того, что он способен самостоятельно идти по Пути; хиркат ат-та‘лим (рубище обучения)— вручается тому, кто обучает учеников только на основе суфийских книг и наставлений, т. е. «обучающему наставнику», который обязан указывать муридам авторов, чьи труды следует доподлинно знать и следовать им, а также разъяснять неясные места в них, учить согласовывать их с положениями шари‘ата.
Подавляющее число суфийских авторитетов, как правило, не говорят об отмеченной иерархии видов инвеституры, а ограничиваются понятием хиркат ат-тасаввуф: получая ее, ученик навечно остается привязанным к своему наставнику духовными узами, повсюду прославляет своего учителя, который для него «истинный отец».
Лит-ра: ал-Худжвири. Кяшф, 49—65; он же. Kashf, 45—57: Ибн ал-Джаузи. Талбис, 186—200 (критика обычая носить хирка); ‘Awarif al-ma‘arif, 287—288; ал-Кашани. Истилахат, 1559—160; Шмидт. ‘Абд ал-Ваххаб, 182—185; Е. Blochei. Etudes sur I’ésotérisme musulman.—JA. 1902, 19, 521—522; J.-L. Michon. Khirqa.— EI, NE, 5, 17—18.
О. Ф. Акимушкин