Х̱УТ̣БА — речь, проповедь, выступление хатиба. В мусульманском ритуале X. появилась, очевидно, еще во времена Мухаммада, хотя в Коране она не упоминается. О X. говорится в жизнеописаниях Пророка, в многочисленных хадисах. При разработке фикха X. была регламентирована в специальных разделах законоведческих трудов как часть богослужения по пятницам, в дни двух главных праздников и по особым поводам (затмение, засуха и т. п.). Пятничную службу начинает имам-хатиб; одетый согласно предписанию и ритуально чистый, он произносит X.: приветствует собравшихся, воздает хвалу Аллаху, испрашивает благословение Пророку, читает отрывок из Корана, молится за верующих и наставляет их в благочестии. Он должен находиться на минбаре (или любом возвышении), сидеть до азана и после первой X., говорить стоя и опираясь на лук, меч или посох. Затем он выступает со второй X., состоящей из тех же элементов. В праздник и по особому случаю X. произносят после общей молитвы, от пятничной она отличается лишь в некоторых частностях (когда угрожает бедствие, в X. вводятся многократные такбиры и истигфар — мольба о прощении). Текст X. варьируют за счет подбора молитв, коранических цитат и увещеваний. В письменных источниках многие конкретные X. приводятся текстуально, целиком или в выдержках. Есть и сборники образцовых или рекомендуемых X.
Важное политическое значение X. обрела благодаря одному ее пункту: в молитве за верующих полагалось упомянуть имя здравствующего халифа. Неизвестно, когда этот обычай установился, быть может лишь при Аббасидах, но во второй половине IX в. отдельные правители добились упоминания своего имени после имени халифа. Поименование в X. («право хутбы») стало одним из основных внешних признаков независимости правителя. В X. выражалась политическая ориентация хатиба и представляемой им общины: если имя правителя опускали, это означало его непризнание или низложение. В колониальный период власти косвенно вмешивались в содержание X.; в современных мусульманских государствах текст X. обычно согласовывается с представителями правительства.
Исследователи института X. главным образом выясняли его происхождение и обнаружили сходные черты как в иудейском и христианском ритуале, так и в обычаях доисламских ораторов и судей.
Лит-ра: Бартольд. Соч., 6, 15—78; A. J. Wensinck. Khutba.— El, NE, 5, 74—75.
А.Б.Халидов