Хаджжи-‘Али ал-Чухи (в русскоязычной литературе известен как Гаджи-Али Чохский) б. ‘Абд ал-Малик-эфенди ан-Нахибаши (4.07.1819–1878?) — дагестанский мусульманский учёный (‘алим), прославившийся прежде всего как историограф имама Шамиля. Его хроника остаётся одним из главных источников по истории мусульманского сопротивления горцев Дагестана и Чечни Российской империи. В литературе дату рождения Х.-‘А. ал-Ч. часто ошибочно относят к 1817 г., что легко исправляется по его собственной хронике, относящей это событие к 11 рамадана 1234 г. (4.07.1819). По рождению Х-‘А. ал-Ч. принадлежал к верхушке свободных общинников (узденей) аварского сел. Чох союза сельских общин Андалал (ныне Гунибский р-н Дагестана). Отец хрониста ‘Абд ал-Малик (род. ок. 1780 г.) из рода (тухум) Нахибашевых находился на русской военной службе, выполняя обязанности переводчика с арабского и аварского языков при представлявших высшую русскую военную и гражданскую власть на Кавказе командующих Отдельным кавказским корпусом И.Ф.Паскевиче-Эреванском (1827–1831) и бароне Г.В.Розене (1831–1837). ‘Абд ал-Малик участвовал в посольстве Г.В.Розена к имаму Гази-Мухаммаду в 1832 г., приёме присяги России от ханов и владетелей Аварии в 1836 г. В 1838 г. он вышел в отставку в чине поручика и поселился в Чохе.
Следуя местной традиции, сначала Х.-‘А. ал-Ч. учился у своего отца и в одной из примечетных школ Чоха. Своё образование он продолжил у мударрисов разных горных селений Среднего Дагестана и Северного Азербайджана. Среди его учителей были известные учёные Муртада-‘Али из с. Урада (ум. в 1865 г.) и шайх Казан-бек—эфенди ал-Илисави из с. Илису. Судя по автобиографии Х.-‘А. ал-Ч., включённой в составленную им хронику, он восемь лет учил ал-Кур’ан, а став хафизом, обратился к изучению дисциплин мадрасы, занимаясь арабской филологией, жизнеописанием пророка Мухаммада (ас-сийар), экзегезой (‘илм тафсир), основами веры (усул ад-дин), правом (ал-фикх), метрикой (‘аруд) и суфийской этикой (сулук). Из рациональных дисциплин (‘аклийат) он прошёл основы математики и астрономию (‘илм ан-нуджум). Учёба заняла у него почти 26 лет.
Х.-‘А. ал-Ч. пошёл по стопам отца, в юности поступив на русскую военную службу. При этом он продолжал учиться в мадрасах тех селений, в которых ему приходилось служить. Его военным начальником был Данийал-бек б. Ахмад-хан, с 1830 г. правивший под русским протекторатом небольшим Илисуйским султанатом на севере современного Азербайджана. У последнего были обширные связи как в политической элите Восточного Кавказа, так и среди ‘улама’ и суфийев братства накшбандийа-халидийа, пользовавшихся значительным весом в регионе. После упразднения в 1840 г. Илисуйского султаната Данийал-бек начал переговоры с Шамилем и перешёл в 1844 г. на его сторону, получив в управление южные наибства Имамата. Возможно, под его влиянием после 1842 г. к Шамилю перебежал Х.-‘А. ал-Ч. вместе с братом Давудилавом ал-Чухи. Уже после окончания Кавказской войны сам учёный объяснял свой переход на сторону Шамиля действиями имама, заключившего в тюрьму отца Х.-‘А. ал-Ч., откуда его выпустили только после переселения на территорию Имамата Х.-‘А. ал-Ч. и Давудилава.
Не без поддержки Данийал-бека, покровительствовавшего суфийям и учёным Имамата, Х.-‘А. ал-Ч. вошёл в окружение Шамиля. Он продолжал своё образование у Муртады-‘Али ал-‘Уради, одновременно занимался математикой, архитектурой и инженерным искусством с выпускником османских и египетских мадрас на’ибом Чечни Хаджжи-Йусуфом. Позднее Х.-‘А. ал-Ч. был назначен главным военным инженером Имамата, возводя крепости, завалы и иные оборонительные сооружения во всех наибствах Нагорного Дагестана и Чечни. Добившись доверия имама, он стал его секретарём (катиб). Оставаясь на этом посту с 1847 до 1859 г., Х.-‘А. ал-Ч. вёл дипломатическую переписку, расходно-приходные книги, заведовал снабжением регулярной пехоты (низам), сформированной в середине 40-х годов XIX в. по османскому образцу. Сопровождая Шамиля в походах, он заведовал также казной (байт ал-мал).
Учёный стал ревностным сторонником шари‘атского движения. Не входя в тарикат, он симпатизировал шайхам ветви накшбандийа-халидийа, идущей через Мухаммада ал-Йараги и Джамал ад-дина ал-Гази-Гумуки, которые считали следование шари‘ату обязательным условием и начальной ступенью продвижения по суфийскому пути. Своё бегство на земли Имамата Х.-‘А. ал-Ч. оправдывал как предписанное шари‘атом переселение (хиджра) из области войны (дар ал-харб) в область под властью исламских законов (дар ал-ислам). В конце 50–60-х гг. взгляды учёного меняются. Как и многие другие сторонники джихада 1828–1859 гг., он считал дальнейшее сопротивление Российской империи бессмысленным. Но, в отличие от своего покровителя Данийал-бека, он не эмигрировал в Османскую империю, не видя необходимости покидать российский Кавказ. Оставаясь доверенным лицом имама до его пленения 6 сентября (по старому стилю 25 августа) 1859 г., Х.-‘А. ал-Ч. был парламентёром при сдаче Шамиля в Гунибе.
Период его жизни после окончания Кавказской войны известен хуже. Азербайджанский эпиграфист М.С.Неймат обнаружила на кладбище Чол г. Шеки (дореволюционной Нухи) эпитафию некоего «обновителя ислама (джадид ал-ислам) мухаджира ал-Хаджж-‘Али, переселившегося в Дагестан, бывшего воителем за веру (ал-гази) Шамуила и воевавшего вместе с ним за оживление веры (ли-ихйа’ дин) Посланника Аллаха, пока не пришёл 1274 год (1857-58 г., ошибка вместо правильной даты пленения Шамиля 1859 г. — В.Б.), когда после овладения русскими Дагестаном он уехал в Нуху, где поселился и был избран имамом». По её гипотезе, в 1859 г. Х.-‘А. ал-Ч. переселился в Елисаветпольскую губернию Восточного Закавказья (ныне Азербайджанская Республика), где был избран кадийем суннитской общины Нухи и занимал этот пост до смерти в январе–феврале 1895 г. Однако письменные источники и устные предания из Дагестана не подтверждают этого предположения. К тому же в шекинской эпитафии не приведена нисба покойного. Вполне возможно, что речь в ней идёт о тёзке учёного, причём не из Дагестана, а из Закавказья, возможно, из той же Шеки.
Более обоснованным представляется предположение дагестанских историков Т.М.Айтберова и П.И.Тахнаевой, сделанное на основе сличения российских архивных источников, дагестанских хроник и воспоминаний участников джихада 1877 г. Они считают, что Х.-‘А. ал-Ч. не уезжал из Дагестанской обл. и умер после подавления восстания. Архивы Кавказского наместничества говорят, что, подобно другим чиновникам имамата, Х.-‘А. ал-Ч. работал в системе военно-народного управления, сначала в Гунибском округе, затем депутатом Дагестанского народного суда в г. Темир-Хан-Шуре. Одновременно он состоял корреспондентом Отделения по управлению горскими народами (с 1865 г. Кавказского горского управления) при Главном штабе Кавказской армии в Тифлисе. Согласно послужному списку Х.-‘А. ал-Ч., в 1865 г. он дослужился до чина прапорщика, в 1868 г. — подпоручика, в 1871 г. — поручика, в 1876 г. — штабс-капитана. Арабская переписка участников восстания упоминает Х.-‘А. ал-Ч. как предводителя отряда конницы, присоединившегося к ополчению четвёртого имама Хаджжи-Мухаммада ас-Салти. Источники расходятся в описании судьбы учёного после подавления восстания. В ноябре 1877 г. он был заключён сначала в Гунибскую, а затем Темир-Хан-Шуринскую крепости. Приказом № 236 по Кавказскому военному округу 27 апреля 1878 г. штабс-капитан Гаджи-Али Малик-оглы был исключён из списков офицеров и приговорён к ссылке на каторжные работы. Современник событий ‘Али ас-Салти упоминает в своей арабской хронике Х.-‘А. ал-Ч. в числе арестантов, умерших от ран и болезней в Темир-Хан-Шуринской тюрьме. Внучатая племянница учёного Худдуч Дагестанлы, писавшая по семейным преданиям в Турции во 2-й половине ХХ в., считает, что после восстания он был выслан в Харьков и скончался в ссылке.
Единственный сын Х.-‘А. ал-Ч. Мухаммад-Шариф, служивший в 1875–1877 гг. в Кавказском эскадроне лейб-гвардии Е.И.В. конвоя, участвовал в подавлении восстания, за что был награждён серебряной медалью. Внук Х.-‘А. ал-Ч. Давудилав также остался верен русским и дослужился в 1914 г. до начальника горской милиции Дагестанской обл. После революции и гражданской войны в самом начале 1920-х гг. оба внука Х.-‘А. ал-Ч. эмигрировали в Турцию. Потомки его дочерей сегодня живут в Дагестане.
Литературное наследие Х.-‘А. ал-Ч. невелико, но значительно. Его современник известный кавказовед барон П.К.Услар сообщает о предпринятом учёным по предложению сына Шамиля Джамал ад-дина переводе ал-Кур’ана на аварский язык. Похоже, он ошибся в определении жанра этого сочинения, нетипичного для этой эпохи. Первые переводы ал-Кур’ана появляются на Кавказе под российским влиянием в конце ХХ в. Скорее всего, речь могла идти об аварском тафсире, составленном Х.-‘А. ал-Ч. Труд этот был доведён до половины и, по-видимому, погиб вместе с библиотекой Х.-‘А. ал-Ч. при штурме Гуниба в 1859 г. Арабский оригинал его знаменитой хроники (та’рих) затерян в архивах Кавказского наместничества в Тифлисе. Это сочинение, составленное по-арабски между 1847 и 1859 гг. и отредактированное в 1860-е гг., дошло до нас под названием «Сказание очевидца о Шамиле» в сокращённом русском переводе (точнее пересказе), принадлежащем, вероятно, военному переводчику Х.А.Подхалюзину. Оно представляет краткую летопись военно-политических событий Кавказской войны от избрания в конце 1820-х гг. имамом Гази-Мухаммада и недолгого правления имама Гамзата (Хамза-бек) до пленения Шамиля в августе 1859 г. Хроника начинается с автобиографии автора и критики выступивших против имамата ханов и беков Дагестана. Здесь Х.-‘А. ал-Ч. суммирует генеалогические сведения местных хроник и памятных записей X–XIX вв. Дарбанд-нама, Та’рих Дагистан и Та’рих Аби Муслим, повторяя их выпады против местной знати (умара’, салатин), нарушавшей предписания шари‘ата и превратившейся в тиранов.
Своим главным героем Х.-‘А. ал-Ч. сделал Шамиля, рисуя имама полководцем, законодателем и восстановителем ислама. Портрет третьего имама представлен в хронике не столь апологетически, как у Мухаммада-Тахира ал-Карахи и других местных мусульманских хронистов. Х.-‘А. ал-Ч. опирался на свои наблюдения, воспоминания Шамиля и других заслуживающих доверия очевидцев событий, а также официальную переписку. Отдельные письма, в частности между русским командующим князем А.И.Барятинским и Шамилем перед сдачей Гуниба, вошли в состав хроники. При этом автор не твёрд в хронологии. Он пристрастен в изображении деятелей имамата, преувеличивая влияние своего учителя Хаджжи-Йусуфа, приписывая ему одному знаменитое уложение Низам Шамиля и критикуя на’иба Кебед-Мухаммада из с. Телетль и сына Шамиля Гази-Мухаммада, объявляя причинами поражения имамата властолюбие последнего, лихоимство на’ибов и подмену шари‘ата Низамом Шамиля. Поражение движения он связывает с изменой подкупленных русскими на’ибов. Сочинение Х.-‘А. ал-Ч. оказало определённое влияние на характеристику движения Шамиля в советской историографии Кавказской войны.
В тексте хроники заметны следы авторской правки, сделанной после окончания войны. Тогда к ней было добавлено верноподданное посвящение кавказскому наместнику (1862–1881) великому князю Михаилу Николаевичу, в трактовке отдельных эпизодов джихада появилась пророссийская окраска. Под влиянием бытовавшего в российской ориенталистике XIX в. представления об отсталости мусульманского Востока усилились характерные для сторонников шари‘атского движения выпады против запрещённых Шамилем «диких» местных обычаев, обвинения горцев в «хищничестве». Неудивительно, что власти Кавказского наместничества положительно оценили хронику, предприняв её перевод и издание в 1873 г. Русская писарская копия сочинения, выполненная для Михаила Николаевича, хранится в Отделе рукописей РГБ в Москве. В 1995 г. дагестанский историк В.Г.Гаджиев выпустил на её основе первое научное издание хроники.
Сочинения: Хаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле // ССКГ. 1873, вып. 7 (1), 1–76; Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле / Под ред. В.Г.Гаджиева. Махачкала, 1995.
Лит-ра: ‘Али ас-Салти. Та’рих // Научный архив РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 430, л. 1–18; Н.И.Покровский. Обзор источников [по истории имамата] // Н.И.Покровский. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000, 70–72, 78–79; Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и имамат 1877 года: материалы. Кн. I / Сост. Т.М.Айтберов, Ю.У.Дадаев, Х.А.Омаров. Махачкала, 2001, 122, 153, 243, 255, 256; М.С.Неймат. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т. II. Арабо-персо-тюркоязычные надписи Шеки-Закатальской зоны (XIV век — начало XX века). Баку, 2001, 158 (надпись № 821), 223–224, 343; П.И.Тахнаева. Чох в блистательную эпоху Шамиля (1840–1850 гг.). Махачкала, 1997, 30, 154–158; она же. Аул Чох: Мир ушедших столетий. М., 2010, 142, 160, 240–241, 267, 440; В.О.Бобровников. Историк джихада Хаджжи-‘Али Чохский: опыт критической биографии // Дагестан и мусульманский Восток. М., 2011, 218–232.
В.О.Бобровников