Хазара (в русскоязычной литературе иногда — хазарейцы) — этнографическая группа в Туркменистане, которая насчитывала в 1928 г. свыше 2000 чел. X. Туркменистана следует отличать от одноименной этнографической группы, которая живет в Афганистане, преимущественно в районе Хазараджата. Чтобы отличать тех X., часть которых эмигрировала в Туркменистан, от остальных, в Афганистане их обычно называют по месту жительства — X. из Кала-йи Нав (хазара-йи Кала-йи Нав) (предполагается, что они были переселены из Хазараджата в Кала-йи Нав в XV в. по приказу гератского султана Абу Са‘ида-мирзы либо в XVIII в. по приказу Надир-шаха) или аймакскими X. (хазара-йи аймак). Последнее название связано с тем, что X. из Кала-йи Нав входят в объединение, известное под названием чар аймак («четыре племени»). Другими членами этого объединения являются джамшеди, фирузкухи и таймани.
В отличие от основной массы X. Афганистана, которые являются мусульманами-шиитами, X. из Кала-йи Нав, в том числе и X. Туркменистана, — мусульмане-сунниты ханафитского толка. Они говорят на диалекте персидского языка, более близком к гератскому диалекту, чем к языку X. Хазараджата (хазараги).
По собственным историческим преданиям, X. из Кала-йи Нав никогда не жили в Хазараджате. Как и другие X., они претендуют на монгольское происхождение. Считается, что часть монгольских завоевателей в XIII в. обосновалась в местности Кала-йи Нав и что именно эти монголы являются предками X. из Кала-йи Нав. Название «X.» возводится к структуре монгольских войск, строившихся по десятичной системе (перс. хазара — тысяча).
Х. из Кала-йи Нав делятся на две большие группы: да-йи занги и да-йи кунги. Оба названия встречаются также среди X. Хазараджата, где имеются одноименные местности.
Некоторые X. уже давно пользовались пастбищами на территории нынешнего Туркменистана. Большие группы X., однако, переселились туда только в 1926-1928 гт. Официальной причиной эмиграции они называли налоговый гнет афганских властей и воинскую повинность. Им разрешили оставаться в Туркменистане только при условии, что они прекратят заниматься контрабандой скота через афганскую границу. Тогдашние главы X. Туркменистана, Арбаб Юсуп, Азим-бек и Кафир-бек, были вынуждены явиться в г. Ашгабад и подписать там соответствующее обязательство.
Советская власть предложила X. выгодные условия (в том числе освободив их на три года от уплаты налогов) и предоставила материальную помощь. В 30-х гг. XX в. среди X. проводилась политика коллективизации, перевода на оседлость и ликвидации власти традиционных предводителей, что вызвало их недовольство. Считается, что почти все X. Туркменистана в 1937-1940 гг. вернулись в Афганистан.
Оставшиеся в Туркменистане отдельные X. сегодня живут среди белуджей.
Лит-ра: Букинич. Старинный костюм; Гаффер-берг. Формы брака; она же. Хазарейская юрта ханам юырга (К вопросу об истории кочевого жилища) // Сборник МАЭ. XIV. Л., 1953; она же. Белуджи; В.Н.Кисляков. Хазарейцы, аймаки, моголы (К вопросу об их происхождении и расселении) //СЭ. 1973, №4; Ferdinand. Ethnographical notes; Janata. Die Bevölkerung; Rzehak, Pristschepowa. Nomadenalltag.
Лутц Жехак