Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        ХАЗАРА

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 29 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья.
        • 2.
          Литература.
        • 3.
          Автор.

        Хазара (в русскоязычной литературе ино­гда — хазарейцы) — этнографическая груп­па в Туркменистане, которая насчитывала в 1928 г. свыше 2000 чел. X. Туркменистана следует отличать от одноименной этногра­фической группы, которая живет в Афгани­стане, преимущественно в районе Хазарад­жата. Чтобы отличать тех X., часть которых эмигрировала в Туркменистан, от осталь­ных, в Афганистане их обычно называют по месту жительства — X. из Кала-йи Нав (хазара-йи Кала-йи Нав) (предполагается, что они были переселены из Хазараджата в Кала-йи Нав в XV в. по приказу гератского султана Абу Са‘ида-мирзы либо в XVIII в. по приказу Надир-шаха) или аймакскими X. (хазара-йи аймак). Последнее название свя­зано с тем, что X. из Кала-йи Нав входят в объединение, известное под названием чар аймак («четыре племени»). Другими члена­ми этого объединения являются джамшеди, фирузкухи и таймани.

        В отличие от основной массы X. Афгани­стана, которые являются мусульманами-шиитами, X. из Кала-йи Нав, в том числе и X. Туркменистана, — мусульмане-сунниты ханафитского толка. Они говорят на диалек­те персидского языка, более близком к ге­ратскому диалекту, чем к языку X. Хазарад­жата (хазараги).

        По собственным историческим предани­ям, X. из Кала-йи Нав никогда не жили в Хазараджате. Как и другие X., они претен­дуют на монгольское происхождение. Счи­тается, что часть монгольских завоевателей в XIII в. обосновалась в местности Кала-йи Нав и что именно эти монголы являются предками X. из Кала-йи Нав. Название «X.» возводится к структуре монгольских войск, строившихся по десятичной системе (перс. хазара — тысяча).

        Х. из Кала-йи Нав делятся на две боль­шие группы: да-йи занги и да-йи кунги. Оба названия встречаются также среди X. Хаза­раджата, где имеются одноименные мест­ности.

        Некоторые X. уже давно пользовались па­стбищами на территории нынешнего Турк­менистана. Большие группы X., однако, пе­реселились туда только в 1926-1928 гт. Официальной причиной эмиграции они на­зывали налоговый гнет афганских властей и воинскую повинность. Им разрешили оста­ваться в Туркменистане только при условии, что они прекратят заниматься контрабандой скота через афганскую границу. Тогдашние главы X. Туркменистана, Арбаб Юсуп, Азим-бек и Кафир-бек, были вынуждены явиться в г. Ашгабад и подписать там соот­ветствующее обязательство.

        Советская власть предложила X. выгод­ные условия (в том числе освободив их на три года от уплаты налогов) и предоставила материальную помощь. В 30-х гг. XX в. сре­ди X. проводилась политика коллективиза­ции, перевода на оседлость и ликвидации власти традиционных предводителей, что вызвало их недовольство. Считается, что почти все X. Туркменистана в 1937-1940 гг. вернулись в Афганистан.

        Оставшиеся в Туркменистане отдельные X. сегодня живут среди белуджей.

        Лит-ра: Букинич. Старинный костюм; Гаффер-берг. Формы брака; она же. Хазарейская юрта ханам юырга (К вопросу об истории кочевого жилища) // Сборник МАЭ. XIV. Л., 1953; она же. Белуджи; В.Н.Кисляков. Хазарейцы, аймаки, мо­голы (К вопросу об их происхождении и расселе­нии) //СЭ. 1973, №4; Ferdinand. Ethnographical notes; Janata. Die Bevölkerung; Rzehak, Pristschepowa. Nomadenalltag.

        Лутц Жехак

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        Теги:
        Туркменистанхазарейцы
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        НАУРУ́З
        • 19 марта, 2024
        ШИХ АЛОВ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 17 июля, 2022
        ШЕВЛАН
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 17 июля, 2022
        ТУРКМЕНИСТАН
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 29 июня, 2022