Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Хазира Чашма-йи Аййуб

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июля, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Хазира Чашма-йи Аййуб— ‎культовомемориальный комплекс, ‎расположенный в 20 км от Бухары (Вабкентский ‎район). Мемориал возник у источника, который, ‎согласно местным легендам, появился в том ‎самом месте, где во время странствий отдыхал ‎пророк Аййуб (Иов); от удара его посоха тут ‎забил родник. Теперь это колодец (диаметром 85-‎‎90 см), оказавшийся за многие годы на дне ямы ‎‎(около 2,8 м в диаметре), стены которой ‎выложены жженым кирпичом, с лестницей, ‎выводящей наверх. С юга от ямы расположен ‎деревянный кенотаф (пустое погребение), где, по ‎преданию, похоронен Аййуб. Как показали ‎археологические исследования, этот мемориал ‎возник в XI- XII вв., т.е. в период исламизации ‎древних святынь (в нашем случае — источника). ‎Тогда же к западу от источника возводится ‎поминальная мечеть, по своей планировочной ‎структуре напоминающая намазгах: это стена ‎‎(около 6 м в длину) с михрабной нишей в центре, ‎декорированная фигурной терракотой. Мечеть с ‎мазаром и источником были огорожены общей ‎стеной (хазира, отсюда и название комплекса).‎

        В 1208-09 г. был заново возведен главный ‎фасад X. Ч. А., сохранившийся до нашего времени. ‎Он состоит из портала с двумя асимметричными ‎крыльями: коротким (2,4 м) — правым и ‎длинным (7,5 м) — левым. Общая площадь X. Ч. А. ‎равнялась 285 м2. Фасады стен оформлены ‎плоскими нишами со стрельчатыми арочками. ‎Конструктивная схема портала традиционна: два ‎пилона образуют нишу, перекрытую стрельчатой ‎аркой и полу купол ом. По периметру портала ‎проходит ажурный бордюр с геометрическим ‎узором (гирих), с бирюзовыми розетками в центре ‎фигур. В тимпане арки на терракотовом фоне ‎выполнены рельефные бирюзовые свастики. Над ‎ними панно с арабской надписью, собранное из ‎отдельных плит резной терракоты, покрытой ‎бирюзовой глазурью; почерк — один из видов ‎монументального сулса, характерного для ‎предмонгольских памятников. Надпись гласит: ‎‎«Сказал Пророк — мир ему: Я запрещал вам ‎паломничество (зийара) к могилам, однако же ‎совершайте паломничество к ним! Возведено это ‎сооружение в году шестьсот пятом» (= 1208-09 г.).‎

        Мусульманские богословы раннего периода ‎ислама, следуя предписаниям Корана, осуждали ‎паломничество к могилам «святых» и поклонение ‎им. В последующем некоторые муджтахиды ‎пытались легализовать обряд зийары, однако ‎правила и процедура этого обряда (как и сама его ‎допустимость) оставались и остаются предметом ‎богословских споров. Надпись в X. Ч. А. — самый ‎ранний из зафиксированных (по крайней мере в ‎Средней Азии) примеров использования на ‎мемориальном памятнике хадиса, который затем ‎‎(вплоть до XX в.) стал все чаще появляться среди ‎надписей других мавзолеев и в надгробных ‎текстах. Видимо, упомянутую портальную ‎надпись тоже можно рассматривать как попытку ‎‎(довольно раннюю) легализации в местных ‎условиях собственно обряда зийары и как ‎отражение одного из этапов исламизации ‎старинных святынь и их новую ‎персонификацию.‎

        После монгольского завоевания X. Ч. А. ‎надолго опустела, хотя, судя по археологическим ‎данным, оставалась местом нерегулярного ‎паломничества. Только в конце XIII — начале XIV ‎в. зийарат вновь оживает: дворик X. Ч. А. ‎застраивается помещениями (возможно, для ‎паломников), у «могилы» Аййуба появляется ‎чираг–дан из жженого кирпича. В ХУП-ХУШ вв. ‎произведена еще одна большая реконструкция: ‎на месте дворика возведено каркасное здание с ‎плоским перекрытием, яма над колодцем ‎засыпана (хотя его ствол был сохранен и наращен ‎жженым кирпичом) и т.д. Еще через некоторое ‎время вокруг памятника появилось небольшое ‎кладбище, на котором погребения производятся ‎и поныне.

        ‎

        Портал хазиры Чашма-йи Аййуб (Бухара, Вабкентский район).
        Фото В.П.Телегина

        Лит-ра: Е.Г.Некрасова, А.Н.Галкин. Чашма Аюб— ‎архитектурный памятник предмонголь- ского ‎времени// Архитектура и строительство Узбекистана. ‎Таш., 1988, № 10, 10; Yu.Ragheb Structure de la tombe d’aprfcs le droit musulman// Arabica. P., 1992, 39, 393-403; Nekrasova. Un monument.

        Е.Г.Некрасова, Б.М.Бабаджанов

        Категории:
        Архитектурные памятникиИслам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        Теги:
        архитектурамемориал
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ТУРК-И ДЖАНДИ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 29 июня, 2022
        АТ-ТИРМИЗИ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 28 июня, 2022
        ТВЕРЬ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 28 июня, 2022
        ТАУБЭ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 28 июня, 2022