Хазира (араб. «огороженное место», «оградка») — один из видов погребального комплекса. Это огороженный участок, включающий в себя могилы одной фамилии, несколько помещений (худжра) на фасаде, портал с входным купольным помещением (дарваза-хана), иногда небольшие мечети или комнатки (кари’-хана) для ритуального чтения Корана (хатм) за упокой души. Существуют X. без одной или нескольких названных составляющих. Некоторые специалисты считают, что самый ранний пример X. — ограда вокруг погребения пророка Мухаммада в ал-Мадине/Медине, однако сам термин и окончательное оформление связанного с ним типа погребального сооружения утвердились примерно в середине XI в. Со временем X. превратилась в один из самых распространенных видов мемориальных комплексов, став предпочтительным типом захоронения благодаря бескупольной форме, отвечавшей обычаю возводить мавзолеи над могилами.
В Средней Азии наиболее ранние X. упоминаются в Бухаре (X. садров Бухары и т.д.). В период после монгольского завоевания они представляли собой в основном нечто вроде огражденного семейного участка с захоронениями и некоторыми другими упомянутыми составляющими, что связано с развитием ритуалов паломничества. В таком виде X. продолжали строить до XV в.; захоронения в них производились в течение нескольких поколений. Женщин и мужчин хоронили в отдельных X. Затем появляются несколько различных типов и видов X., и хотя это разнообразие зависело от множества конкретных обстоятельств (местные традиции зодчества, пожелания заказчиков, их возможности и т.п.), можно выделить основные черты, присущие всем X. того периода: все тот же прямоугольник стен, вход, отмеченный порталом, погребальная часть с главной дахмой либо сагоной, которые возводились как над реальными, так и над мнимыми погребениями. С середины XVII и до конца XIX в. изменяется планировка X.: они уже имеют более развитую фасадную часть, оформляемую суффами, увеличиваются количество помещений (часть из них— жилые) и собственно площадь (от 150 до 750 м2). Все чаще появляются X. со смешанными захоронениями: мужские, женские, детские.
1. были обеспечены значительным вакфным имуществом, доходы от которого (как это зафиксировано в условиях дошедших до нас вакф-нама) предполагалось тратить на ремонт, оплату Хафизов, читавших заданное количество раз определенные части (джуз’, пара) Корана, приготовление пищи в дни мусульманских праздников или по пятницам для тех, кто посещал могилы данной X. По другим условиям вакфа жилые помещения отдавали студентам мадраса либо хафизам. Взамен они должны были ежедневно читать Фатиху (первая сура Корана) за упокой души на будущей могиле жертвователя (жертвовательницы), которые из средств вакфа строили себе погребение (дахма, сагана) в этой же X.
Архитектурная атрибутика X., как правило, подчинялась ритуалам зийары, для чего имелись отдельные места для чтения регламентированного набора сур и айатов, помещения для профессиональных хафизов, или кари ’, рецитировавших Коран по заказу паломников, иногда тахарат-хана для омовений и т.п. Внутри некоторых X. (большей частью тех, которые построены по заказу зажиточных женщин) обязательно возводили чираг-хану или устанавливали мраморные чираг-даны для возжигания лучин и свечей.
В настоящее время X. не строятся, по крайней мере в классическом виде, однако более или менее зажиточные семьи стараются выкупить на кладбищах участки «для семьи» и, по старой традиции, огородить их, обустроив особое место для чтения Корана и ду‘а’.
Лит-ра: Му‘ин ал-фукара. Китаб-и Мулла-зада, 26, 42; Л.Ю.Маньковская, Б.М.Бабаджанов. Новое в изучении мемориальных памятников «хазира» в архитектуре Средней Азии // ОНУз. 1986, №4, 15-16; Л.Ю.Маньковская. Хазира-комплексы Средней Азии // Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа. Древность и средневековье. М., 1990, 42-46; Golombek. The Timurid Shrine; Nekrasova. Un monument
Е.Г.Некрасова, Б.М.Бабаджанов