Халифá Худайдад — архитектурный ансамбль, носящий имя шайха братства йасавийа/‘азизан, Худайдада б. муллы Таш-Мухаммада ‘Азизана ал-Бухари (ум. в 1800 г.). Худайдад был родом из Хваризма, учился в Бухаре в мадрасе Мир-и ‘Араб. От своего муршида Лутф Аллах-шайха ‘Азизана получил разрешение на самостоятельную деятельность и переехал в местность Кул-и Адина (Бухарская обл.). Здесь у захоронения шайха братства хваджаган-накшбандийа Махмуда Анджира Фагнави он отстроил ханаку, в пользу которой обратил в вакф 200 танабов земли.
Возвратившись в Бухару, Худайдад в западной части Хисар-и нау («Новый город»), в местности Джуйбар выкупил часть чахарбага (12 танабов = 3 га), принадлежавшего некогда Баки-Мухаммад-хану (прав. 1599?–1605). На этом месте он возвёл мечеть-ханаку, мадрасу, тахарат-хану и реконструировал построенную ещё Баки-Мухаммадом сардабу; строительство этого комплекса было завершено в 1777 или 1795-96 г. Жилой квартал (гузар), возникший здесь позднее, назывался Мухаммад-Баки, затем — Халифá Худайдад.
Архитектурный ансамбль Х. Х. (площадь 0,28 га) состоит из обширного двора, обнесённого по периметру сводчатыми одноэтажными худжрами (37) мадрасы, в юго-западном углу располагаются мечеть-ханака и дарс-хана, в северо-западном — тахарат-хана, в этой же части двора — сардаба. Все постройки из жжёного кирпича. На старых обмерных планах показаны помещения, примыкавшие к дарс-хане Х. Х. снаружи и соединённые с ней проходом. Вероятно, в этой части располагался дом Худайдада и его потомков.
Главный вход на территорию Х. Х. находится в южном ряду худжр, оформлен портально-купольной дарваза-ханой, декорированной шлифованным кирпичом с декоративными терракотовыми вставками «бантик». На кровле худжры, примыкающей к ней с запада, небольшой минарет (азан-хана). На оси главного входа в северном ряду худжр ещё одна дарваза-хана, выводившая на кладбище с мазаром Худайдада и его отца.
Мечеть-ханака (25×25 м) обведена с трёх сторон айваном на высоких резных колоннах. Квадратный в плане зал имеет на осях 4 ниши, в трёх из них — входы, в западной — михраб, по его сторонам — небольшие помещения для чтецов Корана либо чилла-хана. В углах восточной части размещены подсобное помещение и винтовая лестница, выводящая на кровлю. Зал перекрыт высоким куполом на пересекающихся арках. На наружных стенах сохранилась декорация резными ганчевыми панно. Дарс-хана (44 м2) имеет плоское перекрытие на двух колоннах. Сардаба (диаметр 13,4 м) — круглый бассейн, обложенный каменными блоками, перекрыт куполом. Заполняется грунтовой и ключевой водой. Северо-западный вход сардабы выводит к тахарат-хане. Главный юго-восточный вход оформлен небольшим порталом, на котором некогда располагались две надписи, выполненные из майолики. В первой, вероятно, содержалась дата строительства сардабы, во второй — ремонта (1854-55 г.). За порталом располагается лестничный спуск к бассейну, в его левой стене находится маленькая ниша чираг-хана. По четвергам в сардабу спускаются женщины, они устанавливают свечи в нишу чираг-ханы и набирают воду из бассейна, которая считается целебной.
До 30-х гг. XX в. с севера к Х. Х. примыкал некрополь с мазаром самого Худайдада и его отца. Напротив возвышался нарядный айван поминальной мечети. В последние годы расчищена часть кладбища, а в одной из худжр установлены кадам-джой Худайдада в виде саганы и туг. По рассказам местных жителей, лет пять назад сюда приезжал почтенный старец из Хваризма/Хорезма — потомок Худайдада. В обычные дни в мечеть на полуденную молитву (намаз-и пишин) собираются 10–20 жителей квартала, на пятничное общественное богослужение (намаз-и джум‘а) приходят до 50–70 верующих. До реставрации в кирпичной вымостке ниши входного портала Х. Х. находился прямоугольный камень (50×50 см) с небольшим углублением в центре. Здесь устраивали сеансы лечения детей, больных коклюшем. Для этого камень хорошо мыли, в углубление наливали кислое молоко и заставляли ребенка его вылизывать.
Ансамбль отреставрирован в 1999 г., в 2003 г. на средства одного из прихожан из современных материалов была восстановлена тахарат-хана.
Лит-ра: Шишкин. Архитектурные памятники, 86–87; Сухарева. Квартальная община, 117–119; фон Кюгельген. Расцвет Накшбандийа-Муджаддийа, 297–299; Х.Тураев. Вакфный документ архитектурного комплекса Халифа Худайдад в Бухаре // Из истории культурного наследия Бухары. Вып. 7. Бухара, 2001, 85–95; Б.Бабаджанов. Худайдад // ИТБРИ, вып. 4, 92–93; неопубликованные исследования автора.
Е.Г.Некрасова