Ханаках-и Хазрат (Мухаммад Йусуф-хан, 1840–1918) — авторитетный мусульманский учёный, продолжатель традиций ферганской школы в областях мусульманского права (‘илм ал-фикх) и суфизма (‘илм ат-тасаввуф), проложивший свой путь в поэзии и творивший под псевдонимом Хазин («грустный», «печальный»), в местных интеллектуальных кругах получивший почётное прозвище Ханаках-и Хазрат Дамулла Маргинани. Духовное и литературное наследие Х. Х., наряду с общими чертами, присущими центральноазиатской культуре, отличается своеобразием и особым колоритом. Во многом это обусловлено древней культурой его родного города — Маргилана, одного из важнейших городских центров Ферганской долины. Городская культурная среда сохранила и развила традиции времён Караханидов, Чагатаидов, Тимуридов, Шайбанидов, Аштарханидов и Кокандского ханства. В обычаях, традициях и этническом облике людей этого города заметно то неповторимое, что присуще только этой местности.
Х. Х. родился в квартале Бачкир г. Маргилана в благовоспитанной и аскетичной семье. В промежутке между 1848 и 1851 гг. получил начальное образование в школе (мактаб) в квартале Гури Аввал, после школы учился «суфийскому пути» у известного шайха братства накшбандийа Маулана Мухаммад-Карима, получившего в местной мусульманской общине почётное прозвище Катта Хазрат (узб. «Большой господин»). Затем он продолжил образование в мадрасе Мир-и ‘Араб в Бухаре и в 1870 г. вернулся в Маргилан уже образованным человеком.
Суфийское образование Х. Х. продолжил у шайха Абдулкарима (‘Абд ал-Карим), также наделённого почётным прозвищем Калон Хазрат (перс.-тадж. «Большой господин»). После долгих лет учёбы и постижения «суфийского пути» Х. Х. сам стал авторитетным шайхом и в знак достижения суфийской степени наставничества обзавёлся духовной цепью (силсила) передачи традиций в братстве накшбандийа. Это давало ему право самостоятельно набирать и воспитывать своих учеников.
Долгие годы Х. Х. преподавал (мударрис) в мадрасе Ханака, за что получил своё почётное прозвище. Он был признан авторитетом также в искусстве проповедей, благодаря чему количество бравших у него уроки в мадрасе постоянно росло. Будучи мударрисом, он воспитал много учеников, составивших плеяду ферганских учёных-‘улама.
Х. Х. имел много последователей и друзей из числа учёных людей Ферганской долины. Часто у него дома устраивались публичные собрания-диспуты (маджлисы) с участием множества образованных людей, обсуждавших богословские, интеллектуальные и духовные проблемы и отвечавших на вопросы собравшихся.
Педагогическая и наставническая деятельность Х. Х., аскетический пафос его поэтического творчества сыграли важную роль не только в формировании богословской среды Ферганской долины. Как авторитетный наставник братства накшбандийа он оказывал значительное влияние на содержание духовной и культурной жизни населения Ферганской долины.
Лит-ра: П.Қайюмий. Тазкираи Қайюмий // Нашрга тайёрловчи: Акад. А.Қаюмов. Ж. 2. Тошкент, 1998; Н.Абдулаҳатов, А.Жабборов, А.Абдуллаев. Фарғона азизлари тақдири. Тошкент, 2012.
Н.У.Абдулахатов