Хани — литературный псевдоним узбекской поэтессы Марйам Мирза-хан (1884–1967), дочери поэта-мистика мирзы ‘Убайдулла (‘Убайд Аллах)-хваджи. Родилась в кишлаке Аимча-какир (недалеко от Куканда). Со стороны отца её предками были известные поэты мирза Каландар Мушриф и мирза Аййуб Бахджат, служившие при дворе кукандских ханов — амира ‘Умар-хана (1810–1822) и Мухаммада ‘Али-хана (1822–1842) — и занимавшие должность библиотекаря, хранителя книг (китабдар). Марйам-хан получила домашнее образование, научившись грамоте у своих родителей. Она овладела персидским и арабским языками, а также искусством чистописания — каллиграфии. С детства и с большим увлечением она читала произведения известных поэтов-суфийев, под влиянием которых и стала сочинять стихи под псевдонимом (тахаллус) Хани. Глубокое влияние на неё оказала её непосредственная наставница, поэтесса-мистик Ниса (1879–1966), примеру которой X. следовала и в жизни, и в творчестве. Из её писем, а также из воспоминаний прямых её потомков и потомков её наставницы явствует, что под влиянием и при посредничестве шайха Ма‘сум-хана б. Мухйи ад-дина-хваджи она вступила в суфийское братство кадирийа. Воспоминания современников X., особенно тех, кто лично знал её, свидетельствуют о том, что она строго придерживалась всех требований упомянутого братства. Так, например, она не ела пищу, предложенную ей другими, а ела только то, что добывала своим трудом.
В 30–40-е гг. X. прославилась своими поэтическими «тетрадями» (дафтар) этико-дидактического содержания — Махаббат-нама («Книга любви»), Фирак-нама («Книга разлуки»), Хасрат-нама («Книга печали»), Йад-нама («Книга памяти»), ‘Ибрат-нама («Книга назиданий») и т.д. В 1952 г. она написала лирико-эпическую поэму (дастан) в прозе «Назимбек и Казимбек», а в 1953–1958 гг. работала над составлением сборника (диван), который дошёл до нас в единственном списке (автограф). Все прозаические и поэтические произведения, включённые в этот диван, пронизаны религиозно-мистическим духом. Одни из них посвящены мусульманским праздникам руза(ураза)-байрам и курбан-байрам, отдельные стихотворения — основателю суфийского братства кадирийа саййиду ‘Абд ал-Кадиру ал-Джилани и хвадже Баха’ ад-дину Накшбанду. Особое место в сборнике занимают так называемые «Путевые заметки» (Саёхат-нама), в которых описаны впечатления, полученные автором во время посещения «святых» мест — усыпальницы имама ал-Каффала аш-Шаши и хваджи Нур ад-дина в Ташкенте, хваджи Шимиргана и хваджи Махдума в Таджикистане, хваджи Ахмада Йасави в Туркистане и т.д. Сборник завершается поэмой (дастан), посвящённой жизнеописанию и мученической смерти имамов ал-Хасана и ал-Хусайна — сыновей ‘Али.
Огромные усилия X. прилагала к разъяснению и распространению учения братства кадирийа, его пропаганде среди женщин. Эту пропаганду она не прекращала даже тогда, когда сурово преследовалась всякая религиозная деятельность, а духовенство подвергалось репрессиям. Она продолжала устраивать у себя дома (в Куканде) собрания-радения муридов из числа женщин, где нараспев читали стихи религиозно-мистического содержания.
Всю жизнь X. мечтала совершить паломничество (хаджж) в святые места в Аравии и с этим намерением в 1957 г. отправилась в путь, однако из-за идеологических запретов советской власти не смогла достичь своей цели. В 1967 г. она скончалась в сел. Узун Авлия (Джиликульский р-н Кургантепинской обл. Таджикистана) и там же похоронена.
Литературное наследие X. популярно по сей день, в Фарганской долине почти на всех собраниях женщин (особенно при совершении обрядов, радений) читают её произведения и с большим интересом слушают их.
Лит-pa: Диван-и Хани // Личная б-ка Н.М.Рауфхана. Автограф; Хани. Сборник стихов // Личная б-ка Назилы Атахановой. Рукоп.; М.Алавия. Мехр байтлари (Строки любви) // ШЮ. 1973, № 7; М.Кадырова. Синчков олима ва завкли шоира (Проницательный ученый и изящный поэт) // Саодат. Тошкент, 1989, № 2, 27–29; Н.М.Рауфхон. Таништирув суз (Ознакомительное слово) // ШЮ. 1994, № 9–10; Хони Нозимбек ва Козимбек // ШЮ. 1994, № 11–12; интервью автора с потомками Хани.
С. Эшанова