Хаст Имам (Хазрат Имам) — мемориально-культовый и архитектурный ансамбль в Ташкенте (древн. Бинкат). Сложился у захоронения известного теолога, факиха—шафи‘ита и мухаддиса Мухаммада б. ‘Али Абу Бакра ал-Каффала аш-Шаши (904–976), в местности, орошаемой арыком Кайкаус (в X в. — часть северного пригорода шахристана Бинката — рабад-и дахил, позднее — северо-восточный район г. Сибзар).
К мавзолею Абу Бакра ал-Каффала на протяжении тысячелетия не прекращается паломничество. К югу и западу от него возник некрополь, где хоронили местных жителей и желающих быть поближе к святому, рядом находилась чилла—хана, по преданию, подземный ход из неё вёл в загородный мавзолей Шайха Зайн ад-дина ‘Арифани. В XVI — начале ХX в. к востоку и югу от мавзолея ал-Каффала отстраивались мадрасы, мечети и мавзолеи, зийарат—ханы, хаузы, чилла хана, связанные аллеями и цветниками. Со временем ансамбль Х. И. оказался практически в центре Ташкента. Пространство между древними монументами постепенно заняла хаотичная жилая застройка.
В течение нескольких лет велась разработка генеральной реконструкции этого мемориально-культового комплекса. В 2006 г. здесь начались комплексные работы по реставрации и благоустройству. В процессе работ была снесена жилая застройка, на освободившихся пространствах хорошо поработали архитекторы. Все памятники древней архитектуры, возведённые из жжёного кирпича, отреставрированы. Укреплены берега древнего канала Кайкаус, огибающего территорию Х. И. с севера и востока. Новые сооружения — одноимённая джум‘а-мечеть и Управление мусульман Узбекистана — воздвигнуты в восточной части комплекса, выходят на магистральную улицу Кара-сарай. Композиционно и стилистически они стали органичными частями этого архитектурного ансамбля.
Архитектурный ансамбль Хаст Имам в Ташкенте. Мавзолей-ханака ал-Каффал аш-Шаши.
Открытка, конец XIX в.
Мавзолей-ханака Абу Бакра ал-Каффала аш-Шаши (или: Хазрат Имам) возведён в 948/1541-42 г. от имени правителя Ташкента Науруз-Ахмад-хана (Барак-хана). Из долгих путешествий он привёз в родной город реликвию — Коран халифа ‘Усмана. До недавнего времени считалось, что Коран был привезён в Мавараннахр Амиром Тимуром.
Место захоронения Абу Бакра ал-Каффала стало священным, и его прозвание Каффал («Изготовитель замкóв»), скорее всего, указывало не на его профессию (по преданию, он изготовил удивительный замок с ключом весом в полкилограмма), а на способность «открывать», или изменять в лучшую сторону, судьбы людей, обращавшихся к нему за помощью. Такие случаи описал известный учёный и поэт Джамал ал-Карши (628/1230-31 — начало VIII/XIV в.), трижды приезжавший в Ташкент и приходивший на поклонение к мазару ал-Каффала.
Мавзолей над захоронением Абу Бакра ал-Каффала не раз перестраивали и ремонтировали. Сохранившееся до наших дней здание приподнято на суффе (высота 2 м), прямоугольно в плане (13,3х12,5 м). С севера располагается монументальный входной портал (высота 12 м), второстепенные входы устроены с юга и востока, пятигранный выступ, вероятно, ниша михраба — с запада.
По сторонам квадратного центрального зала (6х6 м) размещены различные по размерам сводчатые ниши. Зал перекрыт двойным куполом: внутренний (высота от пола 11,2 м) опирается на ярус арочных парусов, снаружи он прикрыт декоративным куполом на высоком барабане. В углах располагаются худжры — приют для паломников. В нише портала устроена лестница, выходящая на кровлю.
Ещё в начале XX в. на барабане купола находился декоративный пояс эпиграфики, собранной из плиток майолики. На главном фасаде вокруг входа сохранились фрагменты исторической надписи из майолики, окантованные рубаи из произведений Алишера Навои. В её текст включены фрагменты стихов Са‘ди Ширази, имена зодчего Гулама Хусайна, каллиграфа Хусайна Таби‘и, мозаичиста Кудрата Катиба. Фраза «прибежище милости» — хронограмма завершения строительства мавзолея ал-Каффала — даёт 948/1541-42 г.
В конце XIX в. к южной стене мавзолея была пристроена небольшая хазира. В ней покоятся известные муфтийи Средней Азии и Казахстана: Ишан Баба-хан б. Абдулмажид-хан (‘Абд ал-Маджид-хан), Бахадур-хан Махсум, муфтий Зийа ад-дин-хан б. Ишан Баба-хан, мударрис мадрасы Беклар-беги Бахадур-хан Махдум и др. В стенах хазиры были устроены входы, в неё проходили и через южную дверь мавзолея-ханаки.
В 2007 г. во время генеральной реставрации здесь были выполнены грандиозные реставрационные и декоративные работы. Купол мавзолея облицевали голубой глазурованной плиткой, а его барабан покрыли сложным по построению гирехом. В верхнюю часть портала вмонтировали стихотворную надпись, составленную из майоликовых плит. Майолика господствует на тимпанах всех арок и на прямоугольных панно пилонов портала. Хазиру у западного фасада здания реконструировали, превратив в мавзолей с плоским перекрытием на оригинальных деревянных резных колоннах.
В XVI в. к югу от некрополя ал-Каффала была отстроена мадраса Барак-хана, связанная с именами трёх правителей: родоначальника ташкентской ветви династии Шайбанидов Суйундж-хваджи—хана (1509–1525) и двух его сыновей — Кельди-Мухаммад-хана (1525–1533) и Науруз-Ахмада, или Барак-хана (1533–1556, хан всех узбеков 1554–1556).
Мадраса отличается от традиционных зданий этого типа: вместо мечети и дарс—ханы — два мавзолея, однако главный принцип организации помещений вокруг открытого двора сохранён. Вероятно, идея создания династической усыпальницы правителей Ташкента и их родственников рядом с почитаемым мазаром ал-Каффала принадлежала Суйундж-хваджа-хану. По его распоряжению был сооружён первый небольшой мавзолей-ханака, который находится в юго-восточном углу мадрасы. Крестообразный зал мавзолея перекрыт куполом, каждый из четырех фасадов был оформлен порталами.
В нём отсутствовали захоронения, так как позднее зал использовался как дарс—хана. Второй мавзолей-ханака возведён старшим сыном и наследником Суйундж-хваджи — Кельди-Мухаммад-ханом. Текст надписи для усыпальницы сохранился в мемуарах её автора — Зайнаддина (Зайн ад-дин) Васифи.
В кратком изложении он гласит: «Окончено сие сооружение, являющееся усыпальницей Суйундж-хваджи-хана, сына Абу-л-Хайр-хана, по приказу его наследника Музаффар ад-дина Абу-л-Гази Султан-Мухаммад-Бахадур-хана в 935 г. х. (1528-29)». Но была ли установлена надпись на самом сооружении — неизвестно, так как Суйундж-хваджа—хан упокоен возле мавзолея своей матери, дочери Улугбека Гурагана — Рабии Султан-Бегим напротив ханаки хваджи Ахмада Йасави в Туркестане (Южный Казахстан).
Мавзолей-ханака Суйундж-хваджа—хана — центральное здание мадрасы — располагается на оси входа во двор сооружения. Его квадратный зал с глубокими сводчатыми нишами в стенах перекрыт системой пересекающихся арок, завершающихся внутренним пологим куполом. Внешний голубой купол (Кок Гумбаз) опирался на высокий цилиндрический барабан и был облицован сложными мозаичными геометрическими орнаментами. В верхней части барабана проходил пояс коранической надписи, выполненной почерком сулс. Со всех сторон мавзолей-ханака оформлен порталами. В углах здания располагались худжры, перекрытые небольшими куполами. Стены, арки и купола главного зала когда-то покрывала богатая роспись в технике кундал с позолотой и многоцветными орнаментами. В основании стен проходила панель из ярко-зелёных плиток с ажурными орнаментами, расписанными золотом, углы были оформлены резными полуколонками из агальматолита, перенесёнными позднее в мавзолей Йунус-хана Моголистанского. Внутри мавзолея находилось несколько захоронений, но кому они принадлежали — неизвестно. Мадраса, охватившая мавзолеи, названа по имени заказчика строительства — Барак-хана. Вход в неё оформляет величественный портал с прямым входом во двор. Общие размеры мадрасы Барак-хана, включившей два мавзолея и 32 кельи, составили по внешнему контуру 82х44 м, двора — 46х27м. Великолепны были резные двери мадрасы и мавзолеев, инкрустированные костью.
После падения династии Шайбанидов мавзолей реставрировали в XVII в., но затем он был заброшен. В конце XVIII в. современник, описывая мадрасы Ташкента, с горечью отмечал, что лучшая из них, Барак-хана, находится в таком упадке, что в ней скотину запирают. Позднее, в 1859 г. Барак-хане уделил внимание ташкентский правитель Канаат-шах, восстановивший худжры и учредивший вакф на её содержание. Но в 1868 г., во время землетрясения в 8 баллов рухнул купол большого мавзолея. В пору кокандского владычества Барак-хана пользовалась репутацией неблагонадёжной, в частности из-за того, что её учащиеся и преподаватели играли в шахматы. В первом десятилетии ХХ в. мадрасу отремонтировали ташкентские мастера под руководством Хваджи Абу-л-Касима. Позднее реставрационные работы были незначительны. Лишь в 1950–1960-х гг. под руководством народного мастера (устад) Ширин Мурадова были восстановлены входной портал, купола в вестибюле, переложена часть сводов и арок в худжрах. После этого в Барак-хане было размещено Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ). В помещении малого мавзолея расположилось руководство Духовного управления, в мавзолее-ханаке Суйундж-хана — зал для собраний и конференций, в худжрах — отделы управления.
В первом десятилетии XXI в. мадраса Барак-хана была капитально отреставрирована. На мавзолее-ханаке Суйундж-хваджи-хана восстановлен внешний купол, первоначальный рисунок древнего орнамента на его барабане и пояс коранической надписи в верхней части ствола барабана. Майоликовой облицовкой покрыты тимпаны арок главного фасада, а в его крыльях над арочными нишами размещены прямоугольные панно также с эпиграфикой. Пилоны портала главного фасада покрыты изящными красочными мозаичными панно, в которых сочетаются геометризованная эпиграфика, растительные (ислими) и геометрические (гирех) орнаменты. В верхней части портала расположено прямоугольное панно с фрагментом коранической надписи.
Намазгах (молельня, мечеть) расположен в 40 м от мавзолея Абу Бакра ал-Каффала и обращён к нему западным глухим фасадом. Первый намазгах был возведён здесь ещё в Х в. На протяжении столетий здание пережило множество ремонтов, в последней четверти XVI в. донатором реконструкции выступил Шайбанид ‘Абдаллах II. Согласно местному преданию, существующее здание мечети было отстроено во время правления Худайар-хана (1845–1875).
Мечеть прямоугольна в плане (56х14,5 м). В центре расположен зал (6х6 м) с глубокими нишами по сторонам, перекрытый одинарным куполом на высоком цилиндрическом барабане (общая высота 14,2 м). По сторонам зала устроены галереи, перекрытые малыми куполами, перед ними — айван на деревянных колоннах. Декорация фасадов и интерьеров сохранилась в кирпичной фактуре, а вероятнее всего, со временем была утрачена. Лишь свод ниши михраба был отделан ганчевыми сталактитами.
С 30-х до 80-х гг. ХХ в. мечеть перегородками была разделена на отсеки, в ней располагалось общежитие.
В результате последней реставрации и реконструкции на фасаде здания размещены в прямоугольных рамах тексты хадисов, набранные из плиток майолики. Сейчас в мечети намазгах располагаются конференц-зал и библиотека Исламского института имени Имама ал-Бухари. Напротив, к востоку от мечети возведено новое здание этого института, обращённое к ней главным фасадом. Его главный портал, монументальный купол, разбивка стен плоскими арочными нишами и декор удачно сочетаются с мечетью.
Мадраса Муй-и Мубарак («Благословенный волос [Пророка]») располагается в южной части архитектурного ансамбля Х. И. Возведена от имени хакима Ташкента Мирзы Ахмада-кушбеги в 1273/1856-57 г. По преданию, на этом месте находилась старая мадраса XV в. Махвата-йи муллайан («Место мулл»; «Место, окруженное наукой»), где якобы преподавал Хваджа Ахрар до отъезда в Самарканд (1551 г.). Название мадрасы связано с преданием, согласно которому в одном из помещений в сосуде хранился благословенный волос пророка Мухаммада. По завершению строительства Мирза Ахмад-кушбеги назначил «смотрителем» (мутавалий) этой мадрасы Ишана ‘Абд ал-Маджид-хана — отца муфтийя Ишана Баба-хана. Он и Имам-хан Махдум были назначены преподавателями (мударрис).
Оригинален план миниатюрной мадрасы Муй-и Мубарак из 13 худжр, квадратной в плане (23,5х23,5 м), вокруг двора с трёх сторон располагаются худжры, с запада — михраб. Почти половину двора занимал мавзолей (6х4,5 м), перекрытый куполом (высота более 9 м). Вероятно, в нём хранился благословенный волос Пророка. Между мавзолеем и западной стеной мадрасы возвышался айван на шести колоннах. Балки его перекрытия были покрыты росписью. Вход в мадрасу был устроен в западной стене с угла, оформлен небольшим порталом (высота 7 м), за ним следовал небольшой вестибюль, минуя который попадали во внутренний двор.
В первом десятилетии XXI в. мадрасу Муй-и Мубарак основательно реконструировали и реставрировали. В наши дни в ней размещена библиотека (китаб—хана), сложившаяся на основе личной библиотеки рукописей Ишана Баба-хана б. ‘Абд ал-Маджид-хана. Ныне её фонд насчитывает более 20 тыс. печатных книг и более 2 тыс. рукописей. В центральном зале в специальном футляре хранится знаменитый Коран халифа ‘Усмана.
Джум‘а-мечеть Тилла-шайх («Золотой шайх»), названная по имени строителя, уроженца квартала (махалла) Парчбаф, расположена в южной части архитектурного ансамбля Х. И., напротив мадрасы Муй-и Мубарак. Возведена в 1890 г., перестроена в 1902 г., по плану отличается от подобных сооружений города: прямоугольная в плане (17,3х14 м), перекрыта 12 куполами, высота центрального — 9,3 м. В интерьере их поддерживают арки, перекинутые между стенами и шестью колоннами. Главный фасад, обращённый на восток, фланкирован на углах небольшими минаретами. В 30-х гг. ХХ в. мечеть была закрыта, в её помещениях располагалась артель. В 1943 г., после создания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), здание было в числе первых из возобновлённых мечетей города. В 1972–1973 гг. мечеть была заново отремонтирована и расширена, с западной стороны был пристроен ещё один молитвенный зал.
В разные времена в мечети проводили намазы знаменитые имамы: Ишан Баба-хан б. ‘Абд ал-Маджид-хан, Мирза Махмуд-кари, дамулла Мунир-хан—махдум, дамулла Мухаммад Саййид-хан, Абу Тураб.
Джум‘а-мечеть Х. И. возведена в 2007 г. из современных материалов. В её планировке применены многовековые традиции сочетания зимних, летних помещений и замкнутого двора, значительно расширившего вместимость здания в дни праздничных богослужений. Центральный молитвенный зал (77х22–24 м) по сторонам имеет дополнительные залы (35х25 м), образующие перед главным фасадом двор, открытый на восток. Вход во двор перед главным залом оформлен монументальным порталом, в его верхней части размещена эпиграфическая надпись, выполненная из майолики. Входы в малые залы также оформлены порталами с эпиграфическими надписями, вдоль их боковых фасадов, обращённых во двор, устроены айваны на высоких платформах (суффа). Деревянные колонны айванов и полотнища двустворчатых ворот покрыты искусной резьбой мастерами кокандской, самаркандской и бухарской школ резьбы по дереву. Голубые купола над основными помещениями здания композиционно увязывают его с древними памятниками комплекса. У внешних углов соборной мечети возвышаются два минарета-двойника высотой по 57 м каждый.
В мечети на еженедельной пятничной проповеди и молитве одновременно могут присутствовать более 5 тыс. человек.
Лит-ра: Джамал ал-Карши. Ал-Мулхакат би-с-сурах / Введ., пер. с арабско-персидского, комментарии, текст, факсимиле Ш.Х.Вохидов, Б.Б.Аминов // История Казахстана в персидских источниках. Т. I. Алматы, 2005, 153–155; Т.С.Страмцова. Дневник обследования Ташкента. 1937–1938 гг. // Архив ГлавНПУ РУз. № Т-1161/С-86, 31–32. Рукоп.; А.И.Добросмыслов. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк. Таш., 1912, 12, 75–76; Н.И.Френкель. Мавзолей Абубекр Мухаммед Каффаль-Шаши в Ташкенте // Материалы по истории и теории архитектуры Узбекистана. Вып. 1. М.–Л., 1950, 73–83; М.Е.Массон. Прошлое Ташкента (Археолого-топографический и историко-архитектурный очерк) // Изв. АН УзССР. 1954. № 2, 125, 129–131; А.Н.Болдырев. Зайнаддин Васифи. Таджикский писатель XVI в.: Опыт творческой биографии. Сталинабад, 1957, 343, примеч. 327; В.В.Бартольд. Улугбек и его время // Бартольд. Соч., 2, ч. 2, 144; В.А.Булатова, Л.Ю.Маньковская. Памятники зодчества Ташкента. Таш., 1983, 107–109, 113, 117; М.Туякбаев. Түркiстанда жерленген тарихи тұлғалар. Алматы, 2000, 53–63; С.М.Прозоров. Ал-Каффал // ИТБРИ, т. I, 189–191; Б.М.Бабаджанов, Е.Г.Некрасова. Хазира // ИТБРИ, т. I, 412–414; А.Зияев. Комплекс Хазрати Имам в Ташкенте. Историко-архитектурный очерк. Таш., 2008, 27–28, 32–38, 43; Ш.С.Камолиддин. Заметки по древней и средневековой истории Чача. Таш., 2009, 51; АЭУз, 54–145.
Е.Г.Некрасова