Хатм-и йаздахум (перс.-тадж., «рецитация одиннадцатого») — рецитация коранических сур 11 -го числа каждого месяца мусульманского календаря, обряд, совершаемый мусульманами Бухары. Обряд связан с именем знаменитого ханбалитского проповедника, богослова и суфия ‘Абд ал-Кадира ал- Джилани (1077-1166) и поэтому называется также хатм-и пир-и дастгир. Число «11» фигурирует в дате смерти этого «святого» (11 раби‘ II), существует распространенное мнение, что он имел 11 почетных прозвищ (нам, лакаб). В других местностях Средней Азии этот ритуал назывался хатм-и хваджа- йи Джанаб-и хазрат саййид Гаус ал-А‘зам (по данным А.Л.Троицкой). Ныне в Ферганской долине совершается похожий обряд — хатм-и хваджа.
1. X. й. широко практикуется среди женщин, собирающихся в более или менее стабильные группы под руководством аймуллы проводится обычно в первой половине дня, продолжается около двух часов и завершается общей трапезой. Ритуал строго не регламентирован: X. й. можно проводить и после 11-го числа (до 16-го), женщины могут посещать ритуальные собрания в разных группах.
В начале X. й. аймулла или другие грамотные женщины читают определенные суры Корана, затем следуют коллективные чтения текстов славословий (салават-и такбир), общая молитва (ду‘а’) в честь Пророка и «святых» и молитва в честь «святых», совершаемая одной из женщин. Основная часть X. й. состоит из чтения определенных сур, славословий Аллаху, восхвалений Гауса ал-А‘зама и обращений к его духу (мунаджат, илтиджа). Почти все элементы обряда повторяются 111 раз. Для счета используются 111 камешков, раздаваемых участницам до начала X. й. Аймулла обязана иметь текст молитв, между рецитацией сур она должна декламировать четверостишия (руба‘ийат) на персидском и тюркских языках.
1. X. й. завершается чтением коранических сур по выбору аймуллы, молитвой в честь пророков, «святых», покойных аймулл, родных и близких присутствующих. Обычай совершать «громкий» зикр (джахр) после X. й. в последний раз отмечен в первые десятилетия советской власти.
Первые сведения о X. й. в Средней Азии относятся к XIX в. Существует предположение, что этот обычай занесен в регион из Индии (Giyarwee Shareef, «святой одиннадцатый») членами братства кадирийа-низамийа и приобрел местный колорит. В XIX в. X. й. в Бухаре получил такое широкое распространение, что некоторые русские очевидцы принимали участников ритуала за самостоятельное братство — «орден X. й.». В Средней Азии X. й. был распространен и среди мужчин, и среди женщин, в советское время он становится преимущественно женским обрядом (так как религиозная жизнь мужчин в мечетях была под строгим контролем), но от этого не упрощается. Аймулла может руководить X. й., лишь получив специальное разрешение (или благословение) (фатиха) от учителя (устаз). При этом ей вручают текст X. й. (руйхат) и молитвенный коврик (джайнамаз). В семье такой женщины должна быть потомственная традиция проведения X. й.
В настоящее время X. й. считается самым важным обрядом женщин-сунниток Бухары. Его совершают или просто как доброе дело (саваб), или в надежде на исполнение какого-либо конкретного желания (в отличие, например, от мушкул-кушад).
Лит-ра: полевые материалы автора; Рук. ИВ РУз 3970, л. 35b-36b; А.Л.Троицкая. Женский зикр в старом Ташкенте // Сб. МАЭ. Л., 1928, VII, 173— 199; О.А.Сухсарева. Квартальная община позднефеодального города Бухары. М., 1976; Thierry Zarсоnе. La Qadiriyya en Asie Centrale et au Turkestan Oriental // Journal of the History of Sufism. Special Issue: The Qadiriyya. Istanbul, 2000,1, 1-2, 295-338.
А. Крэмер