Хауз-и нау («Новый водоём») — архитектурный ансамбль в Бухаре на территории Хисар-и нау, в районе Джуйбара, в конце Хийабана. Название квартала (гузар) в XVI в. — ‘Абд ал-‘Азиз-хан, более позднее, сохранявшееся до 20-х гг. ХХ в., — Хауз-и нау.
Ансамбль состоит из трёх разновременных сооружений: мечети, мадрасы и водоёма (хауз). Основной строительный материал — жжёный кирпич.
Мечеть известна под двумя названиями, связанными с именем строителя — ‘Абд ал-‘Азиз-хана Шайбанида (с 1533 г. правил Бухарой, с 1540 г. — всеузбекский хан, ум. в 1550 г.): ‘Абд ал-‘Азиз-хан Джуйбар и Валида-йи ‘Абд ал-‘Азиз-хан; более позднее название — Хауз-и нау. Капитальный ремонт мечети был произведён в 1592 г. от имени хваджи Са‘да Джуйбари (1531–1589 гг., с 1563 г. — глава суфийского братства накшбандийа, шайх ал-ислам ханства). Это — прямоугольное в плане сооружение, вытянутое по линии запад-восток, общая площадь 1075 м2. Оригинальность здания в том, что в нём объединены джум‘а-мечеть и ханака, обведённые с двух сторон айваном с деревянной кровлей, опирающейся на деревянные колонны с мраморными базами. Дополнительно по периметру мечети была возведена кирпичная стена с декоративной разделкой плоскими стрельчатыми нишами. Главный вход располагался с севера, на оси главного входа в джум‘а-мечеть. Он был выделен небольшим порталом, декорированным мозаичными растительными орнаментами и эпиграфикой. Второй вход в ханаку был смещён к востоку, в XIX в. здесь была построена дарваза—хана с небольшим минаретом (азан-хана) на кровле.
Джум’а-мечеть состоит из небольшого двора (12х10 м), ограниченного с запада портально-купольным помещением максуры, с квадратным залом (6,2х6,2 м) и нишами на осях, в наиболее глубокой из них устроен михраб. Вокруг него сохранились мозаичные геометрические и растительные орнаменты и эпиграфика (белые буквы на тёмно-синем фоне). Здесь воспроизведён известный хадис, призывающий строить мечети, а всех мусульман молиться в них, и многократно повторено выражение: «Власть [принадлежит] Аллаху». Стены максуры некогда также были декорированы росписями.
По сторонам двора устроены небольшие галереи, продолженные помещениями по сторонам максуры. В восточной стене — два прохода в ханаку. На главном северном фасаде устроен главный вход, оформленный небольшим порталом. Над ним располагалась мозаичная надпись (китаба) с сообщением о времени возведения здания и имени заказчика строительства. На двух мраморных базах колонн айвана сохранился фрагмент резного текста вакф-нама, выполненный почерком сулс. В нём сообщалось о передаче Абу-л-Гази ‘Абд ал-‘Азиз-ханом в вакф земли, часть урожая с которой должна поступать на ремонт мечети.
Архитектурный ансамбль Хауз-и нау в Бухаре. Экспликация.
1a) джум’а-мечеть и ханака ‘Абд ал-‘Азиз-хана; 1b) двор, в котором располагались мадраса Биби Зухра, тахарат-хана и хозяйственные постройки; 2) Хауз-и нау; 3) мадраса Джуйбар-и калан; А — дорога к городским воротам Каракул; В — Хийабан, ведут к Регистану; С — дорога к ханаке Шайх-Джалала и одноименным городским воротам; D — дорога к шахристану и базарам. (Иллюстрация выполнена Е.Некрасовой по обмерным чертежам 1949 г.: мечеть — А.Балаев, мадраса и хауз — М.Берштейн. Архив ГлавНПУ РУз)
Архитектурный ансамбль Хауз-и нау в Бухаре.
Прорисовка фрагментов текста вакфа на мраморных базах колонн мечети
‘Абд ал-‘Азиз-хана Шайбанида (прорисовка Д.Чунихина)
Ханака (16,2х10,4 м) перекрыта шестью куполами. Дверные проёмы в стенах обращены в айван и во двор соборной мечети. Сейчас это действующая мечеть, в которой проводятся как ежедневные, так и пятничные службы.
Этот архитектурный комплекс упомянут в купчей шайхов Джуйбари от сафара 963/декабрь 1555 г.
С востока к айвану мечети примыкал двор, в котором находились: мадраса Биби Зухра (конец XVIII в.), состоявшая из 5 худжр, помещение для омовения (тахарат-хана) и хозяйственные постройки.
Мадраса Джуйбар-и калан, или Хваджа Джуйбар-и калан. Временем завершения строительства традиционно считается 1670-71 г. (дата вакф-нама в пользу этой мадрасы от имени Ай-падшах-биби, внучки хваджи Са‘да Джуйбари), но существует предположение, что строителем считался сам хваджа Са‘д. Общая площадь 1492 м2. Композиция плана традиционна, но нарушена удлинённым главным фасадом. Представляет собой одноэтажное здание, обращённое главным фасадом на юг, перед ним — суффа (высота 60 см).
Вход оформлен порталом, на нём сохранились фрагменты расписной майолики; в его боковых крыльях — стрельчатые ниши с оконными и дверными проёмами. В западной стене вестибюля располагается вход в мечеть, в восточной — лестница, выводящая на кровлю, где находятся азан-хана и каркасное помещение библиотеки (китаб-хана). Худжры по периметру двора (2020 м) перекрыты куполами и сводами. В северо-западном углу двора между худжрами устроен коридор, выводящий в хозяйственный двор (не сохранился).
Мадраса относилась к высшей категории. В 1-й трети XIX в. жалованье мударриса составляло 500 тилла, студенты получали по 20 тилла в год. В начале ХХ в. годовой вакфный доход мадрасы составлял 130 тыс. танга, библиотеки — 1400 танга. Мадраса отреставрирована, сейчас в ней располагается женское духовное училище.
Хауз-и нау Джуйбар («Новый водоём в Джуйбаре»), также упомянутый в вакф-нама Ай-падшах-биби, представлял собой большой восьмигранный водоём из жжёного кирпича, со ступенчатыми каменными стенами. Он пользовался дурной славой — считалось, что он «притягивает людей». Когда в нём тонул человек, то на берегу водоёма резали барана и приготавливали жертвенное угощение худойи. У западного края водоёма под старой шелковицей находился чираг-дан из жжёного кирпича. В 1925–1927 гг., в связи с распространением ришты, этот водоём, как и почти сотня сооружений подобного типа в Бухаре, был засыпан, восстановлен лишь в 2002–2003 гг.
Примерно в 60 м к востоку от ансамбля Х. н. вблизи городских ворот Шайх Джалал располагался одноимённый суфийский центр, также связанный с именем ‘Абд ал-‘Азиз-хана Шайбанида. Шайх Джалал ал-Харави ал-Бухари (1482-83 — 1550) после смерти своего муршида маулана Шамс ад-дина Рухи перебрался из Харата/Герата в Бухару, где стал наставником ‘Абд ал-‘Азиз-хана. В этот суфийский центр входили ханака, мадраса, хауз, аш-хана и другие сооружения. Ханака (вероятно, 1-я половина XVI в.; в XIX — начале ХХ в. служила квартальной мечетью) — большое кирпичное здание, перекрытое куполом. В конце XVII в. к его южному фасаду пристроили 22 худжры двухэтажной мадрасы. Каменный хауз Шайх Джалал располагался к северо-востоку от ханаки, у восточной стены которой находилось небольшое кладбище с могилой шайха, имевшей статус мазара Дарваза-йи Шайх Джалал. Мазар пользовался известностью как исцеляющий детей, больных коклюшем. Их приводили к мазару, поили водой из синей чашки и возжигали свечу в чираг-дане.
Лит-ра: Ханыков. Описание, 86; Ремпель. Из истории градостроительства, 227–228; Сухарева. Квартальная община, 100–101, 104; Б.Бабаджанов. К датировке мечети «Валида-йи Абд ал-Азиз-хан» в Бухаре (по данным эпиграфики и рукописных источников) // ОНУз. 1998, № 4–5, 90–93.
Сведения из Тухфат аз-заирин в пер. Х.Тураева.
Е.Г.Некрасова