Хузайфа б. ал-Иаман — один из сподвижников пророка Мухаммада, именем которого названа построенная в 1996-1997 гг. в Казани мечеть (архитектор В.Е.Белицкий, инженер А.Г.Хайрутдинов). Двухэтажная, с цокольным освещенным этажом, с раздельными входами и поэтажными залами для мужчин и женщин, купольная мечеть с осевым расположением минарета с северной стороны. Вход в мечеть для мужчин расположен с северного торца. По оси входа размещен ствол минарета, вокруг которого устроена лестница на второй этаж. Вход для женщин — на восточном фасаде. Вокруг женского и мужского вестибюлей группируются гардеробы, комнаты для омовений и служебные помещения. Женский зал, расположенный в южной половине первого этажа здания, несколько заглублен в землю и освещен на южном фасаде пятью окнами. Центральное из них — в полукруглом михрабе. В северной половине цокольного этажа расположены учебные комнаты, небольшой зал и служебно-технические помещения. На второй этаж с основным молельным залом ведет трехмаршевая лестница из мужского вестибюля и двухмаршевая лестница в юговосточном углу зала из женской части. Вытянутый в продольном направлении зал в южной части расширен симметричными трапециевидными пристройками под односкатными кровлями, приподнятыми к центру мечети. Аналогичную форму имеют пристройки в северной половине зала с восточной и западной стороны. Помещения освещены высокими, узкими окнами с треугольным завершением. Полукруглый михраб, фланкированный выступами стен, покрыт односкатной крышей. В центре зала четыре квадратного сечения колонны несут большой восьмигранный стрельчатый купол на освещенном барабане.
С северной стороны к объему зала примыкает четырехъярусный минарет под невысоким шатром. Ступенчато-ярусная композиция минарета завершена небольшим световым фонарем азанчи и шатром. Сложно расчлененный объем мечети на северной стороне дополнен одноэтажной пристройкой аванвестибюля с угловым скошенным навесом над входом.
Мечеть X. б. ал-Й. — современное культовое сооружение с традиционным планировочным решением и ступенчато-ярусными, сильно расчлененными формами с мотивами восточной архитектуры. Оформление фасадов выдержано в строгой современной манере без декора.
Х.Г.Надырова