Хᴮаджа ‘Абд Аллах (Ходжа Абдаллах, туркм. Hoja Abdylla, Bureýda-babá) — мазар в 2 км к северо-востоку от аэропорта современного г. Мары (Туркменистан). Представляет собой мавзолей-чартак классического типа миниатюрных размеров (в плане 3,8х3,8м) с монументальной эпиграфикой, опоясывающей стены и арки. В конце ХХ в. оказался замурованным в «рубашку» из современного кирпича, фланкирован двумя отдельно стоящими маленькими минаретами и огорожен по п ериметру прямоугольного двора (15х30 м) высоким забором, причём весь двор перекрыт металлическим навесом — всё очень грубой работы, лишь оттеняющей изящество спрятанного таким образом древнего памятника. Согласно Китаб ал-ансаб Абу Са‘да ас-Сам‘ани (сер. XII в.), средневековое название места, где стоит эта святыня, «Джаварса — селение в 3 фарсахах от Марва, в нём [могила] ‘Абд Аллаха б. Бурайды, жители Марва и окрестностей собираются там в ночь на…». Указанная в тексте цифра соответствует расстоянию между этим мазаром и сельджукским городищем Султан-кала. Личность похороненного точно установлена благодаря выложенной из тёсаных кирпичей куфической надписи на фасаде — это сын одного из двух сподвижников (ал-асхаб) пророка Мухаммада, двойной мавзолей которых находится в южном обводе Султан-кала. Тесный интерьер (2,6х2,6 м) необычайно насыщен монументальной эпиграфикой, выполненной в технике резьбы по ганчу. Под полусферическим куполом по всей длине окружности тянется наиболее хорошо сохранившаяся лента в стиле куфи, содержащая обычную формулу исповедания веры, несколько благочестивых восклицаний и 17 однословных эпитетов Аллаха. Ниже по всем стенам на уровне пят входных арок, огибая с изломом четыре архивольта, пропущена вторая сплошная полоса рельефной куфической надписи с более вычурным фоном, заполненным сложными растительными завитками. Она содержит молитвенные тексты с трёхкратным упоминанием Аллаха. Никаких указаний на дату строительства не сохранилось, поэтому исследователи определяют возраст мазара от IX–Х вв., судя по архаичным конструктивным приёмам и формам, до 2-й половины XI в. — на основе стилистического анализа эпиграфики.
Лит-ра: МИТТ, I, 329; Г.А.Пугаченкова. Мавзолей Абдуллы ибн Бурейды // Изв. АН ТуркмССР. Сер. обществ. наук. 1963, № 2, 29–35; она же. Новое по архитектуре средневекового Мерва // Труды ЮТАКЭ. XII. 1963, 239–245; М.Е.Массон. Надписи на мавзолее Абдуллы, сына Бурейды, близ Мерва // Труды ЮТАКЭ. XIX. 1989, 164–191; С.Хмельницкий. Между Саманидами и монголами. Ч. I. Берлин–Рига, 1996, 153–155.
Р.Г.Мурадов