Чечено-Ингушетия — распространенное в русскоязычной литературе название исторической территории проживания чеченцев и ингушей. Ныне это Чеченская Республика (ЧР; столица — г. Грозный) и Республика Ингушетия (РИ; в соответствии с Федеральным законом РФ от 26 декабря 2000 г., столица — г. Магас), расположенные на северном склоне Большого Кавказа (в его восточной части) и на прилегающих к нему Чеченской равнине, Терско-Сунженской возвышенности и Терско-Кумской низменности. ЧР граничит на западе с РИ (на сегодняшний день четкая граница между ними не определена), на северо-западе — со Ставропольским краем, на северо-востоке и востоке — с Республикой Дагестан, на юге — с Республикой Грузия. РИ граничит на западе и северо-западе с Республикой Северная Осетия-Алания, на востоке — с ЧР, на юге — с Республикой Грузия. Обе республики входят в Южный федеральный округ РФ; общая площадь Ч.-И. — 19,3 кв. км. Численность населения на 1 января 2002 г. составляет: ингушей (по официальным данным) — 466,3 тыс. человек, чеченцев (по экспертным оценкам) — 624,6 тыс. человек.
Чеченцы (самоназвание нохчий) и ингуши (самоназвание г’алг’ай), а также аккинцы (самоназвание — аьккхий, в русской литературе и документах до середины XX в. известны как «ауховцы»), проживающие в Новолакском, Казбековском, Хасавюртовском и Бабаюртовском районах Дагестана, и кисты Ахметского района Республики Грузия имеют общий этноним — вайнахи (чечен.-ингуш. вайнах — «наш народ»). Вместе с бацбийцами (самоназвание — бацав/бацба нах) — жителями селения Земо-Алвани Ахметского района Республики Грузия — они представляют единый — нахский — этнический массив и являются автохтонным населением Кавказа. Этноним «чеченцы» образовался от названия селения Чечен, где во время Персидского похода Петра I (1722 г.) произошли военные столкновения русских войск с местным населением. Тогда же часть западнонахских обществ была названа по наименованию селения Ангуш/Ингуш/Онгушт в Тарской долине (ныне — селение Тарское в Республике Северная Осетия-Алания) «ингушами».
Древнейшей общенациональной верховной организацией был Совет Страны (чечен.-ингуш. Мехк Кхел) — законодательный и распорядительный орган на представительной основе, социальный состав, формы руководства и степень власти которого изменялись в ходе исторического развития. Одно из древних мест проведения Совета — Нашха в Ичкерии. Этический кодекс вайнахов (чечен. г’иллах — «приличие», «вежливость»; инг. эздел — «воспитанность», «культура»), вобравший все ценностные ориентиры традиционной культуры, играет существенную роль в нравственном сознании и регламентации норм семейно-бытовых и общественных отношений.
Упоминания о первых государственных образованиях на территории Ч.-И. относятся к IX–XII вв.: большинство равнинных и ряд предгорных районов входили в Аланское царство, некоторые степные зоны — в Хазарский каганат, горная часть нынешней ЧР — в царство Серир. В XIII в. край подвергся опустошительному нашествию монголов. Созданное в XIV в. объединение Симсим, правителем которого являлся Гаюр-хан, было разгромлено войсками Тимура. В конце XVI — начале XVII в. земли вайнахов (как и весь Кавказ) становятся объектом притязаний Османской империи, Крымского ханства, сефевидского Ирана, Московской Руси, при этом устанавливаются дипломатические связи местных владетелей с главами отдельных стран (первое посольство в Москву, направленное от территорий Ч.-И., подвластных Ших-Мурзе Окоцкому, состоялось в 1588-1589 гг.). Начавшаяся со строительства крепостей и казачьих городков, русская колонизация со второй половины XVIII в. принимает все больший размах. В 1785–1791 гг. имам шайх Мансур попытался создать общегорское государство с центром в Чечне; в начале 40-х гг. XIX в. сформировалось военно-теократическое государство — имамат народов Чечни и Дагестана с центром сначала в Дарго, а с 1845 г. — в Ведено. Глава имамата Шамиль использовал идейные и организационные принципы братства накшбандийа: территория Чечни была разделена— без учета традиционно сложившихся обществ — на военно-административные районы, которыми управляли назначенные имамом Шамилем наместники-на’ибы (араб.). Они были наделены правами административной, исполнительной, судебной и военной власти; в их обязанности входил сбор налогов, а также «забота о заключении наивозможно большего числа браков» между жителями вверенных им районов (эти меры носили принудительный характер). Шари‘ат, являвшийся вначале консолидирующей силой, способствовал позже и ослаблению имамата: жесткая регламентация личной и общественной жизни, противоречия между шари‘атом и обычаями — ‘адатом, а также устойчивость древних религиозных традиций (на фоне разрушения святилищ и запретов на отправление народных обрядов) и родовая сплоченность играли в этом процессе значительную роль. После пленения Шамиля (25 августа 1859 г.) обязанности муфтия и судьи в течение двух лет в крепости Ханкала исполнял на’иб Атабай Атаев из селения Харсеной Чантинского наибства. Основным постулатом судебной реформы, проводившейся в крае русским правительством, была замена мусульманского судопроизводства общероссийской гражданской судебно-административной системой. Администрация в борьбе против шари‘ата опиралась на адат.
Территория Ч.-И. была включена в пределы Терской области Российской империи, однако борьба горцев за независимость не прекращалась. В мае 1860 г. Атабай и на’иб Ума (Омар-хаджжи Дуев) возглавили восстание в Ичкерии и Аргунском наибстве, после подавления которого, 14 декабря 1861 г., они были отправлены в ссылку. Зимой 1861 г. выступили чеченцы Беноевского общества под предводительством на’иба Байсунгура (в боях еще при Шамиле, назвавшего его «человек-камень», он потерял глаз, руку и ногу) и Султан-Мурада Беноевских, в 1865 г. — в Ведено под руководством Тазу Экмирзаева, в 1872 г. — в селении Аухт. Ума-хаджжи, вернувшись на родину в 1877 г. (в возрасте 69 лет), вновь поднял восстание; по приговору царского военно-полевого суда он вместе с другими 13 лидерами был повешен в Грозном 9 марта 1878 г.
После Февральской революции, 1–10 мая 1917 г., во Владикавказе собрался первый съезд представителей горских племен Кавказа, который провозгласил Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (после второго съезда — и Абхазии) как самоуправляющуюся единицу. В марте 1918 г. была объявлена Терская Советская Республика в составе РСФСР, просуществовавшая до февраля 1919 г. Союз горцев был преобразован в Независимую Демократическую Республику горцев Кавказа (краткое наименование — Горская Республика, провозглашена 11 мая 1918 г.), куда наряду с шестью национально-политическими образованиями кавказских народов как целостная единица вошла Ч.-И. (Парижская мирная конференция Горскую Республику не признала). В сентябре 1919 г. был создан (а в марте 1920 г. распался) Северо-Кавказский эмират шайха Узун-хаджжи ас-Салти с резиденцией в селении Ведено (нынешняя ЧР). После победы советской власти в конце 1920 г. на Северном Кавказе была провозглашена Горская АССР (законодательно закреплена декретом ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 г.), из которой 30 ноября 1922 г. была выделена Чеченская автономная область, а в 1924 г. — Ингушская автономная область, объединенные в 1934 г. в Чечено-Ингушскую автономную область (с 1936 г. — Чечено-Ингушская АССР). 23 февраля 1944 г. чеченцы и ингуши были подвергнуты депортации, около 30% из них погибли в дороге или в местах поселения— в различных районах Казахстана и Киргизии. Указом от 7 марта 1944 г. республика была ликвидирована, на ее территорию по специальным разнарядкам властей переселились новые жители из других, не только кавказских, регионов РСФСР. 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», однако многие горные районы были закрыты для возвращавшихся на родину, а часть территории осталась за пределами восстановленной Ч.-И. На 1 января 1962 г. численность ее населения составляла 892,4 тыс. человек (из них чеченцев и ингушей — 432 тыс.).
27 ноября 1990 г. сессия Верховного Совета ЧИ АССР (во главе с Доку Завгаевым) приняла Декларацию о государственном суверенитете республики, переименованной в мае 1991 г. в Чечено-Ингушскую Республику. В июле 1991 г. была принята Декларация чеченского народа. 1 ноября 1991 г. вышел указ Джохара Дудаева «Об объявлении суверенитета ЧР», была принята Конституция. И Декларация, и Конституция ЧР носили светский, демократический характер (в одном из выступлений президент Дж.Дудаев сказал: «Давайте наводить порядок по Корану — в душах, по Конституции — в жизни»).
Согласно Закону РФ от 10 декабря 1992 г. Чечено-Ингушская Республика была преобразована в Ингушскую и Чеченскую Республики в составе РФ. 27 февраля 1994 г. всенародным голосованием была принята Конституция Республики Ингушетия. Зимой 1994 г. в одностороннем порядке правительство Дж.Дудаева переименовало республику в Чеченскую Республику Ичкерия (ЧРИ).
3 февраля 1999 г. президент Аслан Масхадов объявил о введении шариатского правления в ЧРИ.
После ввода в 1999 г. в ЧР федеральных сил был издан Указ Президента РФ «Об организации временной системы органов исполнительной власти в ЧР», избранные ранее органы власти ЧРИ были объявлены нелегитимными, вместо них был сформирован новый исполнительный орган ЧР — Администрация. Главой Администрации 12 июня 2000 г. федеральными властями был назначен бывший муфтий Ахмад-хаджжи Кадыров. 23 марта 2003 г., уже в новых условиях, в ЧР был проведен референдум и принята новая Конституция, провозгласившая ЧР неотъемлемой частью -РФ, а 5 октября был избран новый президент— Ахмад Кадыров (убит 9 мая 2004 г.).
В Ч.-И. закрепился суннитский ислам шафи‘итского толка (мазхаба). Процесс исламизации проходил территориально в разное время. Считается, что раньше других ислам приняло население Ичкерии — юго-восточной части Чечни, в верховьях рек Аксай и Хулхулау (приток реки Сунжа), последними — жители ингушского селения Гвилети, расположенного в верховьях Дарьяла (1861 г.). Последний ингушский жрец (из Шоанского ущелья) — Элмарз-хаджжи (1766–1923) принял ислам в 1873 г. Дважды (в 1905 и 1908 гг.) он побывал в Макке/Мекке, где познакомился с курайшитским шайхом Джамалуллой (Джамал Аллах); двух мудрецов связывали узы дружбы, которую они поддерживали, обмениваясь взаимными посланиями. Хотя некоторые исследователи придерживаются мнения о том, что распространение ислама началось со времен арабских завоеваний (вторая половина VII в.), на основании данных археологии, ряда письменных источников можно выделить следующие его этапы: VIII–IX вв. — период арабо-хазарских войн, XI–XII вв. — через исламизированные верхи половцев, XIII–ХIV вв. — через Золотую Орду, конец XIV в. — нашествие войск Тимура, конец XV — первая половина XVI в. — из Дагестана, Кумыкии, Кабарды, Крымского ханства, османской Турции, Ирана. В XVI в. сложилась местная письменность на основе арабской графики. Укоренение ислама происходило в конце XVIII — первой половине XIX в., когда развернулась народно-освободительная война под руководством имама шайха Мансура, затем — шайха Абдул-Кадыра (‘Абд ал-Кадира, 1822 г.), шайхов Авко и Мухаммада Майртупского и имама Яуха/Ауха/Гаука (1825 г.), а позже — дагестанских имамов Гази-Мухаммада, Гамзат-бека, Шамиля (1828–1859). При этом часть населения Ч.-И., особенно в горах, оставалась верной местной религиозной традиции. Кроме того, письменные свидетельства и памятники культовой архитектуры (склепы, храмы, молельные места и т. д.) сохранили следы исповедания местными жителями христианства.
Ряд этногенетических преданий вайнахов возводит происхождение этноарха и некоторых родовых предков к выходцам из Аравии. Так, Маго-Ерды, мифический родоначальник ингушей, с принятием ими ислама стал пользоваться славой «святого», который всегда обращался к Корану. Согласно бытующим религиозным мифам, ислам являлся формирующим и организующим началом в становлении этноса и его традиций, так как Аллах сотворил чеченцев и ингушей изначально мусульманами. Древние верования и культы, с ними связанные, в различной степени были трансформированы и переосмыслены исламом, определив его местную специфику. Многие архаические термины и фразеологизмы вошли в мусульманскую религиозную терминологию. Наиболее адаптированы к местным традициям праздники жертвоприношения (курбан-байрам), разговения (ураза-байрам), рождения Пророка (мовлид, араб. маулид). Почитание и соблюдение обряда мовлид имеют свою специфику у горцев. Эмоционально насыщенный, он приурочивается не только к священному месяцу раби‘ ал-аввал, но и к различным событиям семейно-бытовой жизни: его значение трактуется как богоугодная потусторонняя ценность и как земная жизненная целесообразность. Праздник ураза-байрам воспринимается вайнахами как событие национального масштаба. Комплекс древних представлений и ритуалов, связанных с празднованием ночи летнего солнцестояния, с распространением ислама был перенесен на «ночь предопределения» (араб. лайлат ал-кадр) в месяц рамадан.
Преемственность традиционного мировоззрения проявляется и в культе «святых», стержнем которого служит идея существования как непосредственных связей человека с Аллахом, так и опосредованных— через шайха-устаза, Божьего избранника. «Святой» шайх воспринимается верующими как покровитель и заступник, ответственный за веру и нравственный облик своих муридов. Почитание шайхов, имамов, хаджжи, соблюдение ритуалов — условие и признак сохранения семейной и родовой чести. Ислам в Ч.-И. приживался в форме суфизма, в значительной степени обращение в новую веру проходило под влиянием деятельности шайхов. Так, начало исламизации местные легенды связывают с именем шайха Абу Муслима. Согласно одной из них, шайху удалось обратить все чеченские тайпы, за исключением тайпа Варандой. Один из его представителей, недовольный деятельностью Абу Муслима, подстерег шайха на дороге и ранил стрелой. Чувствуя, что рана смертельна, шайх велел своим последователям посадить его на мула и направить в путь за пределы Чечни: так как если б он был похоронен там, могила могла бы стать причиной раздора между чеченцами, принявшими ислам, и необращенными.
Большая часть известных материалов относится к позднему времени. В 10–20-х гг. XVII в. в Ичкерии поселился шайх Мут (конец XVI — 40-е гг. XVII в.) — внебрачный сын Тарковского шамхала Султан-Мута. Пещера, в которой он уединялся, стала «святым» местом — Ших-Мут Хьех. Сохранились предания о таких наставниках, как шайх Мурат, Бата, Термаол, Берсан-шайх. Могила Хеди, матери шайха Кунта-хаджжи, близ селения Гуни Веденского района ЧР — наиболее почитаемое место поклонения. Среди часто посещаемых «святых» мест — мавзолей шайха Уммал-Ахада (Уммалат-шайха) у селения Сержень-Юрт Шалинского района (он был восстановлен после возвращения чеченцев и ингушей из депортации: 12 августа 1959 г. его посетили 1500 паломников; в засушливые годы здесь совершались моления о ниспослании дождя), Ташов-хаджжи (чечен. Воккха-хаджжи — «Великий Хаджжи») у селения Саясан Ножай-Юртовского района, Узун-хаджжи — у селения Шамиль-Хутор Веденского района, Докку-шайха — в Грозненском районе, шайха Али Митаева в Шалинском районе ЧРИ.
Среди верующих в Ч.-И. — последователи (муриды) братств накшбандийа и кадирийа, преобладают последние (в литературе 20-х гг. XX в. имеются фрагментарные сведения о приверженцах братств шазилийа и бекташийа). Проповедником учения кадирийа был шайх Кунта-хаджжи, В последней трети XIX в. из братства выделились несколько ветвей (вирдов), наиболее многочисленные из них — последователи Баммат-гирей-хаджжи из селения Автуры (первыми последователями шайха были члены тайпа Гуной), Чиммирзы из селения Майр-Туп Шалинского района Чечни, ингушского шайха Батал-хаджжи из селения Сурхахи. Непосредственные приверженцы Кунта-хаджжи группировались вокруг его поверенных — вакилов, среди них — Юсуп-хаджжи из селения Махкеты Веденского района, Кахарман-хаджжи из селения Шали в Чечне, Хусайн-хаджжи из селения Плиево и Гайребиг-хаджжи из селения Насыр-Корта в Ингушетии. Основной их обряд — громкое коллективное радение (зикр-джахр), сопровождаемое сначала медленными телодвижениями, затем перемещением, переходящим в быстрый бег по кругу против часовой стрелки. Между радениями исполняются религиозные гимны — назмы; по их окончании читается молитва — просьба к Аллаху (араб. ду‘а’) на арабском и чеченском языках. Среди последователей Кунта-хаджжи имеются и женские группы. В 50-е гг. XX в. среди депортированных в Казахстан чеченцев, приверженцев вирда Чиммирзы, сформировалась группа шайха Вис-хаджжи.
В период депортации (и позже) большой известностью пользовался шайх Хамад Газиев (род. в 1924 г. в селении Элистанжи), а в настоящее время— Вайсерт Мухаммад-хаджжи, немец по происхождению, живущий в чеченском селении Мелча-Хие.
По мере распространения ислама численно росла и мусульманская духовная элита (‘улама’) — муллы, кади, эфенди, шайхи, их вакилы (поверенные), тамады (старшие), туркхи (глашатаи). Однако строгой иерархии и четкого разделения на «официальных» и «неофициальных» служителей культа в
Ч.-И. не было.
Чеченцы и ингуши пользовались арабской графикой, на основе которой был создан алфавит аджам, приспособленный к языкам народов Северного Кавказа. В начале XX в. в дагестанских центрах — Темир-Хан-Шуре и Петровске — в типографиях М.Мавраева и А.М.Михайлова издавались книги большей частью религиозного содержания. Среди них «Китаб руб‘ ал-‘ибада мин ал-фикх би-лисан чачан» («Четвертая часть из мусульманского права о религиозных обязанностях на чеченском языке») (1908) и «Тарджамат ал-мухтасар» (1908) (перевод «Компендиума», сборника, включавшего сочинение по фикху и основам веры (усул ад-дин) ‘Али из Кумуха (XV в.), оба выполненные ‘Абд ар-Рахимом из Авухюрта (ныне — Калининаул), «Хадийат чачан фи маса’ил ал-иман» («Руководство по вопросам веры на чеченском языке») (1911) Шихаб ад-дина сына Шу‘айба из Баммата (ныне — Бамматюрт), а также учебное пособие по арабской грамматике с переводом на чеченский язык Б.Атавова.
В 10-е гг. XX в. часть служителей культа предпринимала попытки модернизировать ислам, что нашло отражение в выступлениях и статьях Мухаммада Катаева, хаджжи Мурата Горчханова, Горца (псевдоним). Религиозная мысль того времени отражала различие позиций представителей консервативного и реформаторского направлений ислама в Ч.-И., но в период борьбы за независимость она утрачивает «двойственность», что объясняется стремлением к объединению сил и созданию централизованного аппарата. ‘Улама’ как носители знания, религиозных и национальных традиций занимали ключевые позиции в общественно-политической и экономической жизни Ч.-И. В период борьбы за главенствующее положение в крае большевики приняли резолюцию «О введении шариатского судопроизводства» (апрель 1921 г.) в Горской АССР, а уже в августе 1922 г. постановили его ликвидировать. Шариатские суды действовали в Ингушетии и Чечне до 1926 г., в противовес им вводились народные суды. Последним вменялось в обязанность обращать внимание на изучение дел, дискредитирующих служителей культа, широко оглашать материалы через показательные процессы, при этом оказывалась моральная и материальная поддержка публично отказавшимся от духовного сана. Антирелигиозная политика выражалась в разрушении культовых зданий (или в использовании их для хозяйственно-административных нужд), в атеистической пропаганде (в этот период появились группы так называемых «пустоголовых» — тюллигов, исполнявших пародии на мусульманские обряды и сатирические куплеты, направленные против духовных лиц), в мероприятиях по «изоляции» авторитетных шайхов и мулл. В отличие от других территорий Северного Кавказа, в Ч.-И. атеистическая работа не давала результатов. В 1929 г. в Чечне действовало 700 соборных мечетей, две тысячи «кубовых» (квартальных), в 1931 г. было 180 мадрас, в которых обучалось около двух тысяч учащихся. Закрытие культовых сооружений привело к возникновению подпольных мечетей и мусульманских школ. С изменением политической и идеологической ситуации в стране на рубеже 80–90-х гг. XX в. началось интенсивное строительство мечетей практически во всех населенных пунктах.
В XIX в. на Северном Кавказе не было духовных управлений: религиозными делами ведало военное начальство в лице генерал-губернаторов областей. В 1944 г. было создано Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК, 1944–1992), располагавшееся до 1975 г. в г. Буйнакск, а затем в Махачкале (Дагестан). В 1992 г. сформирована межрегиональная структура— Высший религиозный совет народов Кавказа (ВРСНК), продолживший традиции Бюро кавказских мусульман (Общекавказского мусульманского союза), образованного в апреле 1917 г. в Баку, и Кавказского духовного правления, избранного на первом Общегорском съезде (май 1917 г.), председателем которого был Наджм ад-дин ал-Хуци (Гоцинский), от чеченцев в него вошел Сугаип-мулла, от ингушей — Абдул-Карах-хаджжи.
В настоящее время в ЧР и РИ действуют десятки ответвлений братств накшбандийа и кадирийа. В 1996–1999 гг. в правовой практике ЧРИ действовали некоторые процессуальные и уголовные нормы шари‘ата.
Лит-ра: Х.Ошаев. Мюридизм в Чечне // Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1929, № 3 (5), 39–44; 1930, № 9–10 (23–24), 48–54; А.И.Шамилев. Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам // Известия ЧИ НИИ ИЯЛЭ. 1963, т. 3, вып. 1, 97–107; А.А.Саламов. Правда о «святых местах» в Чечено-Ингушетии // Известия ЧИ НИИ ИЯЛЭ. 1964, т. 9, 155–168; А.Д.Яндаров. Суфизм и идеология национально-освободительного движения (Из истории-развития общественных идей в Чечено-Ингушетии в 20–70-е гг. XIX в.). А.-А., 1975; М.М.Мустафинов. Современные течения зикризма и их ритуальные обряды // Социология, атеизм, религия. Известия ЧИ НИИ ИЯЛЭ. 1976, т. 2, вып. 1, 117–126; М.Б.Мужухоев. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам // Археологические памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1979, 125–150; С.Ц.Умаров. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1985; В.Х.Акаев. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 1996, №3; А.М.Гарасаев. Суфийские братства на Северном Кавказе: основные этапы развития // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1997, №4, 28–36; он же. Из чеченского религиозного поэтического наследия: назмы — духовные песнопения в обрядовой практике суфиев // Вестник Московского университета. Серия. 13. Востоковедение. 1998, №4, 75–83.
Дж.И.Месхидзе